12 марта 2020 г. |
Дело N А66-3559/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина" Шварцамана Я.Е. (доверенность от 28.01.2020 N 136), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Горской Е.В. (доверенность от 09.01.2020 N 01-11/18),
рассмотрев 04.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу N А66-3559/2019,
установил:
публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина", адрес: 125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, оф. 16, ОГРН 1027700118984, ИНН 7712040285 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121 (далее - Управление Росреестра), от 13.12.2018 N КУВД-001/2018-2893894/3 об отказе в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и об обязании Управления Росреестра осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого на основании постановления администрации Конаковского района Тверской области от 27.11.2018 N 915.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация Конаковского района Тверской области (далее - Администрация), Министерство лесного хозяйства Тверской области (далее - Министерство) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 05.09.2019 и постановление от 20.11.2019, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
Податель жалобы считает, что оснований для применения материалов кадастрового зонирования территории, подготовленных Тверским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием в 1997 году, для целей определения категории земель в отношении спорного земельного участка не имелось; полагает, что Управление Росрееестра не доказало отнесение спорного участка к числу земель лесного фонда и неправомерно отказало в постановке этого объекта на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления Росреестра возражал против ее удовлетворения, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 27.11.2018 N 915 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 69:15:0000011 (ЗУ1) из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - связь, площадью 300 кв. м, расположенного в Дмитровогорском сельском поселении Конаковского района Тверской области.
Этим же постановлением предварительно согласовано предоставление Обществу в безвозмездное пользование данного земельного участка под размещение антенно-мачтового сооружения связи сроком на 5 лет.
До утверждения схема расположения участка на кадастровом плане территории была согласована Министерством письмом от 11.07.2018.
Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета названного земельного участка.
По результатам рассмотрения представленных Администрацией документов и анализа материалов государственного фонда данных осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено.
Уведомлением от 13.12.2018 N КУВД-001/2018-2893894/3 Управление Росреестра сообщило Администрации об отказе в постановке участка на кадастровый учет на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), указав на то, что исходя из материалов кадастрового зонирования территории Конаковского района Тверской области, выполненных Тверским землеустроительным проектно- изыскательским предприятием в 1997 году, а также карты-схемы Конаковского лесхоза Тверской области, спорный участок образован из земель лесного фонда, поэтому оснований для отнесения его к категории земель сельскохозяйственного назначения и утверждения схемы его расположения Администрацией не имелось.
Общество, ссылаясь на неправомерность принятого Управлением Росреестра решения и нарушение его прав как лица, заинтересованного в предоставлении спорного земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что представленные сторонами документы об отнесении участка к определенной категории имеют противоречивый характер, и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26, статье 27 Закона N 218-ФЗ непредставление необходимых для кадастрового учета документов, несоответствие формы и (или) содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, по истечении срока приостановления являются основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из содержания оспариваемого Обществом уведомления от 13.12.2018, в качестве основания для приостановления, а затем и для отказа в осуществлении кадастрового учета, Управление Росреестра указало на образование спорного земельного участка из земель лесного фонда, распоряжение которыми не относится к компетенции Администрации, и на отсутствие оснований для отнесения участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из приведенных Управлением Росреестра оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, при рассмотрении настоящего дела суды должны быть исследовать вопрос о наличии оснований для отнесения участка к соответствующим категориям земель.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенные пункта и предназначенные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Суды посчитали, что указанная Администрацией в отношении спорного участка категория земель (земли сельскохозяйственного назначения) не соответствует данным материалов кадастрового зонирования территории Конаковского района Тверской области, подготовленных Тверским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием в 1997 году, согласно которым этот участок образован из земель лесного фонда.
При этом суды не учли следующее.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления) и нелесные земли (земли, необходимые для освоения лесов, и земли, неудобные для использования).
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Обстоятельства нахождения спорного участка в границах лесничеств или за пределами таковых судами не исследованы. Документов, отображающих расположение участка на карте-схеме Конаковского лесхоза Тверской области, в деле не имеется.
Исходя из установленного частью 4 статьи 6.1 ЛК РФ принципа определения границ земель лесного фонда указанные обстоятельства имеют значение для разрешения настоящего спора.
Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы в полной мере и не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешение спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 05.09.2019 и постановление от 22.11.2019 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и в зависимости от установленного и подлежащих применению норм материального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу N А66-3559/2019 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.