16 марта 2020 г. |
Дело N А44-725/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Боголюбовой Е.В., Васильевой Н.В.,
при участии от акционерного общества "123 авиационный ремонтный завод" Даниловой Т.В. (доверенность от 13.05.2019 N 10/606), от Министерства обороны Российской Федерации Муканяевой Т.И. (доверенность от 06.12.2018),
рассмотрев 10.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А44-725/2019,
установил:
Акционерное общество "123 авиационный ремонтный завод", адрес: 175201, Новгородская обл., Старорусский р-н, г. Старая Русса, мкр Городок, ОГРН 1065332010809, ИНН 5322010620 (далее - Завод), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), в котором просило обязать ответчика в срок не позднее 30 дней с даты вступления решения в законную силу осуществить вывоз с территории Завода имущество (авиационные изделия) согласно представленному списку.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.10.2019, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанными решением и постановлением, Министерство обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый - об отказе в иске.
По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку подлежащее вывозу имущество передано во владение и пользование Главному командованию Воздушно-космических сил (далее - Командование ВКС), Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Завода возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Завод, являясь авиаремонтным предприятием, имеет в собственности производственные мощности и земельные участки, задействованные в производственной деятельности, в том числе земельный участок с кадастровым номером 53:17:0172180:15 с расположенными на нем объектами недвижимого имущества производственного назначения.
В период с 1993 по 2015 годы на территорию Завода в составе либо вместе с самолетами, подлежавшими ремонту, из воинских частей поступали авиационные изделия (двигатели, винты и другие агрегаты).
После ремонта имущество собственником востребовано не было.
В направленных Министерству письмах от 17.10.2016, от 11.01.2017, от 06.02.2018 Завод предлагал заключить договор хранения авиационной техники и авиационных изделий либо вывезти их с его территории.
Неисполнение Министерством указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для обращения Завода в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования Завода обоснованными, удовлетворил иск.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
Согласно части 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Ответчик не оспаривал, что спорное имущество является федеральной собственностью, имеет принадлежность Вооруженным Силам Российской Федерации. Доказательств закрепления спорного имущества на праве оперативного управления за определенной войсковой частью в материалы дела не представлено.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение N 1082), Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
При этом Министерство является системообразующим органом военного управления.
Реализация полномочий осуществляется Министерством через систему составляющих его структуру органов. В соответствии с пунктом 1 Положения N 1082 в эту структуру входят: 1) службы Министерства и им равные подразделения; 2) центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения; 3) иные подразделения.
В свою очередь, службы Министерства и им равные подразделения, а также иные центральные органы военного управления, как правило, включают в себя главные, центральные и иные управления Министерства, которые, по сути, являются основными самостоятельными и структурно обособленными элементами организационной структуры Министерства. При этом некоторые управления Министерства наделены статусом юридического лица. Структурные подразделения Министерства осуществляют свою деятельность на основе соответствующих положений, в которых, как правило, определены их основные задачи, функции и полномочия.
В рассматриваемом деле Министерство не представило доказательств наличия у Командования ВКС статуса юридического лица, в связи с чем суд первой инстанции протокольным определением от 15.07.2019 отказал в привлечении Командования ВКС к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
При таком положении суды правомерно признали надлежащим ответчиком по делу Министерство.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам и доводам ответчика дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А44-725/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.