19 марта 2020 г. |
Дело N А13-5719/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области представителя Анисимовой О.Н. (доверенность от 09.01.2020), от Департамента финансов Вологодской области представителя Щекина И.С. (доверенность от 13.01.2020),
рассмотрев 12.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А13-5719/2019,
установил:
Индивидуальный предприниматель Неклюдов Николай Константинович, адрес: 160553, Вологодская обл., ОГРНИП 304352921500052, ИНН 290208379285, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, адрес: 160019, г. Вологда, ул. Горького, д. 35, ОГРН 1093525019390, ИНН 3525234212 (далее - Департамент), о взыскании 101 297,69 руб. убытков в виде потерь в доходах за оказание в IV квартале 2018 года с предоставлением скидок услуг по перевозке пассажиров автобусами пригородного сообщения по межмуниципальным маршрутам (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Определением суда первой инстанции от 08.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806 (далее - Департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20.08.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 20.08.2019 и постановление от 27.11.2019.
По мнению Департамента, при наличии у предпринимателя на 01.12.2018 задолженности по уплате обязательных платежей ответчик правомерно отказал в предоставлении субсидии; в данном случае факт причинения неправомерными действиями Департамента ущерба предпринимателю не доказан.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Департамента финансов также просил отменить обжалуемые судебные акты.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Правительством Вологодской области, и предпринимателем 22.12.2017 заключено соглашение о взаимодействии в сфере транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Вологодской области сроком действия с 15.01.2018 по 31.12.2018.
Департамент и предприниматель заключили соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах в связи с установлением скидки при приобретении месячных именных билетов на проезд в автобусах в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам и скидки при продаже билетов на проезд автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам в 2018 году: от 17.04.2018 N 5 - за первый квартал 2018 года, от 26.07.2018 N 23 - за второй квартал 2018 года и от 16.10.2018 N 37 - за третий квартал 2018 года.
В пунктах 3.1 соглашений стороны предусмотрели, что субсидии предоставляются в соответствии с Порядком предоставления транспортным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки в пригородном и междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам, субсидий из областного бюджета на возмещение потерь в доходах в связи с предоставлением скидок при продаже месячных именных билетов и билетов на проезд, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 19.09.2016 N 847 (далее - Порядок).
В пунктах 3.1.2 соглашений и пункте 2.3 названного Порядка установлено, что субсидии предоставляются при предоставлении в Департамент документов, подтверждающих факт потерь в доходах предпринимателя, а также документов, определенных в пункте 2.3 Порядка. В том числе согласно пункту 2.3 Порядка у предпринимателя должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За первый-третий кварталы 2018 года Департамент предоставил предпринимателю субсидии по возмещению фактических расходов на основании указанных выше соглашений.
Предприниматель, осуществив в четвертом квартале 2018 года перевозку пассажиров, 15.01.2019 представил в Департамент пакет документов для возмещение его потерь в доходах.
Департамент отказал предпринимателю в предоставлении субсидии в связи наличием у него не погашенной на 01.12.2018 задолженности по уплате обязательных платежей.
Полагая, что неправомерным отказом в предоставлении субсидии ему причинены убытки, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что условия предоставления субсидии Неклюдовым Н.К. не нарушены, в связи с чем удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.
Согласно статье 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Вологодской области от 11.03.2013 N 252 "О проезде пассажиров автобусами в пригородном и междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам" установлены скидки для некоторых категорий граждан при использовании общественного транспорта.
Во исполнение названного постановления утвержден упомянутый выше Порядок предоставления транспортным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам, субсидий из областного бюджета на возмещение потерь в доходах в связи с предоставлением скидок при продаже месячных именных билетов и билетов на проезд.
Указанными нормативными правовыми актами Вологодская область приняла на себя обязательства по возмещению недополученных доходов лицам, осуществляющим пассажирские перевозки, за счет средств областного бюджета.
Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим предоставление субсидий указанной выше категории (пункт 1.3 Порядка).
Согласно пункту 2.10.1 Порядка на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, у перевозчиков должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что задолженность предпринимателя представляет собой пеню в размере 1 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов, которая погашена им инкассовым поручением от 03.12.2018 N 12995. При этом в пакете документов, представленных Департаменту 15.01.2019, имеется расшифровка задолженности, инкассовое поручение и справка налогового органа от 15.01.2019 N 05-70/00343 о погашении задолженности по состоянию на 01.12.2018.
Исследовав представленные документы по правилам статьи 71 АПК РФ, судебные инстанции правомерно признали, что предпринимателем не нарушены условия предоставления субсидии.
Суды также приняли во внимание, что согласно пункту 2.7 Порядка в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении субсидии, перевозчик вправе повторно обратиться за предоставлением субсидии в течение года, в котором предусмотрена субсидия.
В силу пункта 2.11 Порядка субсидия за IV квартал выплачивается в году, следующем за отчетным в соответствии с Порядком.
Таким образом, поскольку субсидия за IV квартал 2018 года подлежала выплате в 2019 году и предпринимателем 15.01.2019 в Департамент представлены документы, соответствующие условиям Порядка, оснований для отказа в выплате субсидии у Департамента не имелось.
Иное толкование ответчиком условий заключенных соглашений и положений Порядка основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не являются.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов, либо опровергнуть выводы судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие Департамента с позицией судов не свидетельствует о том, что судами неправильно применены нормы материального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования процессуального законодательства.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А13-5719/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.