12 мая 2020 г. |
Дело N А13-4015/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Рудницкого Г.М.,
судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
рассмотрев 12.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А13-4015/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк "Аксонбанк", адрес: 156013, г. Кострома, пр. Мира, д. 55, ОГРН 1024400002978, ИНН 4401008879 (далее - Банк), в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 1, ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440 (далее - Инспекция), о признании незаконными действий по исключению из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Север-Ойл", адрес: 160024, г. Вологда, Дальняя ул., д. 17, оф. 3, ОГРН 1143525022640, ИНН 3525337994 (далее - Общество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Смыслов Дмитрий Сергеевич, Махов Сергей Яковлевич, отдел судебных приставов по г. Вологде N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее - ОСП N 1 по г. Вологде).
Решением от 30.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2019, заявление удовлетворено. Признаны не соответствующими Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и незаконными действия Инспекции по исключению из ЕГРЮЛ Общества, выраженные во внесении записи от 17.12.2018 за номером 2183525640395. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка, внести в ЕГРЮЛ сведения о недействительности упомянутой записи в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новое постановление.
Податель жалобы ссылается на то, что у Инспекции имелись основания предусмотренные законом для исключения Общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица. Кроме того, процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ была соблюдена.
По мнению подателя жалобы, материалами дела не доказан факт нарушения регистрирующим органом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, Инспекция ссылается на то, что решение об исключении Общества из ЕГРЮЛ было принято Инспекцией 17.12.2018, то есть после утверждения конкурсного управляющего Банка. Таким образом, заявитель имел возможность представить возражения относительно предстоящего исключения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, зарегистрировано в качестве юридического лица 08.12.2014 за основным государственным регистрационным номером 1143525022640.
Согласно материалам регистрационного дела единственным участником Общества и его директором являлся Смыслов Д.С.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2018, принятым в рамках дела N А31-13748/2018 Банк, признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 09.04.2018, принятым в рамках дела N 2-341/2018, в пользу Банка в солидарном порядке с Общества и Смыслова Д.С. взыскано 1 962 235 руб. 54 коп. задолженности, 1 705 560 руб. процентов за пользование кредитом по кредитному договору, начисленные с 21.02.2018 на остаток задолженности по кредиту (основному долгу) по день полного погашения кредита по ставке 19,35% годовых. Одновременно обращено взыскание на заложенное имущество по договору залога от 28.10.2016, заключенному между Банком и Маховым С.Я. в обеспечение надлежащего исполнения обязательств Общества по названному кредитному договору, путем продажи с публичных торгов.
Инспекцией в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ по причине непредставления Обществом документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществления операций хотя бы по одному банковскому счету 20.08.2018 принято решение N 2846 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Указанные сведения опубликованы Инспекцией в журнале "Вестник государственной регистрации", часть 2, от 22.08.2018 N 33 (698).
Поскольку в течение 3 месяцев с момента публикации указанного сообщения заявления от самого Общества, его кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, Инспекцией на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ 17.12.2018 внесена запись за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2183525640395 о прекращении деятельности Общества.
Банк ссылается на наличие у Общества непогашенных обязательств, установленных заочным решением Ленинского районного суда города Костромы от 09.04.2018 в рамках дела N 2-341/2018, и считает, что исключение Общества из ЕГРЮЛ нарушает его права.
На основании изложенного Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 129-ФЗ, а также учитывая решение Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2018, резолютивная часть которого объявлена 11.12.2018, вынесенное в рамках дела N А31-13748/2018, пришли к выводу о признании недействительным решения Инспекции о внесении соответствующих изменений и записи в ЕГРЮЛ, в связи с чем удовлетворили иск.
Исследовав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом N 129-ФЗ.
По смыслу пункта 1 статьи 64.2 ГК РФ и пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Судами установлено, что Инспекцией 13.08.2018 составлены справки N 707 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении Общества по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2006 N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
В связи с этим Инспекцией 20.08.2018 было принято решение N 2846 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (Общества) из ЕГРЮЛ. Указанные сведения были опубликованы в "Вестнике государственной регистрации" от 22.08.2018 N 33 (698).
В течение 3 месяцев после публикации сообщения в Инспекцию по адресу, указанному в публикации, каких-либо заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением Общества, не поступало.
Инспекцией в ЕГРЮЛ 17.12.2018 внесена запись за ГРН 2183525640395 о прекращении деятельности юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Между тем, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте названной нормы права. Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности. Следовательно, исключение юридического лица как недействующего возможно при наличии надлежащих и достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих, что на момент принятия решения налоговому органу не было известно об осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности.
Таким образом, непредставление налоговой отчетности и отсутствие расчетных счетов (движения по счетам) не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим. Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства и служить основанием для возможного привлечения юридического лица к налоговой ответственности. Данная позиция корреспондирует с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 306-ЭС19-4240 по делу N А65-8476/2018, согласно которым наличие условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом фактических обстоятельств дела.
Судами установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.12.2018 возбужденное исполнительное производство прекращено в связи с исключением должника-организации из ЕГРЮЛ. Таким образом, решение о предстоящем исключении Общества принято Инспекцией после возбуждения исполнительного производства N 68025/18/35022-ИП, в период проведения судебным приставом-исполнителем мероприятий по взысканию задолженности в пользу Банка.
Изложенные обстоятельства в рассматриваемом случае свидетельствуют о наличии у налогового органа препятствий для принятия в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суды сделали обоснованный вывод о том, что регистрирующим органом неправомерно внесена в ЕГРЮЛ запись от 17.12.2018 о прекращении деятельности Общества.
В связи с вышеизложенным вывод судов о том, что оснований для исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ у Инспекции не имелось, является верным.
Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых решения и постановления. Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов), отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А13-4015/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.