г. Вологда |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А13-4015/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова К.А., судей Журавлева А.В. и Шумиловой Л.Ф. при ведении протокола секретарём судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от ответчика представителя Шуниной М.П. по доверенности от 10.01.2019 N 6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 сентября 2019 года по делу N А13-4015/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк "Аксонбанк" (далее - Банк) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - Инспекция) о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Север-Ойл" (ОГРН 1143525022640; ИНН 3525337994; далее - ООО "Север-Ойл", Общество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Смыслов Дмитрий Сергеевич, Махов Сергей Яковлевич, отдел судебных приставов по г. Вологде N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее - ОСП N 1 по г. Вологде).
Решением от 30.09.2019 суд признал не соответствующими Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N 129-ФЗ) и незаконными действия Инспекции по исключению из ЕГРЮЛ Общества, выраженные во внесении записи от 17.12.2018 за N 2183525640395. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка, внести в ЕГРЮЛ сведения о недействительности записи от 17.12.2018 за N 2183525640395 в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. С Инспекции в пользу Банка взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению апеллянта, предусмотренные законом основания для исключения Общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица имелись. Инспекция считает, что материалами дела не доказан факт нарушения регистрирующим органом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество 08.12.2014 зарегистрировано в качестве юридического лица.
Инспекция 20.08.2018 приняла решение N 2846 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации по причине непредставления Обществом документов отчётности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществления операций хотя бы по одному банковскому счёту.
В течение трёх месяцев с момента публикации указанного сообщения, заявления от самого Общества, его кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, вследствие чего 17.12.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись с регистрационным номером 2183525640395 о прекращении деятельности Общества в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
Банк, обращаясь с настоящим требованием, сослался на наличие у Общества непогашенных обязательств, установленных заочным решением Ленинского районного суда города Костромы от 09.04.2018 по делу N 2-341/2018, следовательно исключение Общества из ЕГРЮЛ нарушает его права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счёл их обоснованными.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчётности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Те же признаки указаны в пункте 1 статьи 21.1 Закон о регистрации.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ определен статьей 21.1 Закона о регистрации.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Реестра (пункт 2 статьи 21.1 Закона о регистрации).
Пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона о регистрации установлены гарантии, направленные на защиту прав кредиторов предстоящим исключением.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трёх дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона о регистрации).
В силу пункта 8 статьи 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В постановлении от 06.12.2011 N 26-П, определениях от 17.01.2012 N 143-О-О, от 24.09.2013 N 1346-О, от 25.02.2016 N 356-О и др. Конституционный Суд Российской Федерации указал на взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Реестра; установлены два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое правовое регулирование, как было отмечено, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Реестре (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра. Кроме того, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из Реестра может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, что направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц и реализацию ими права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 2981-О).
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из Реестра направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц.
Таким образом, анализ правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации показал, что уполномоченному органу предоставлено право на исключение из Реестра недействующего юридического лица, а суд обязан обеспечить государственную судебную защиту нарушенного права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заочным решением Ленинского районного суда города Костромы от 09.04.2018 по делу N 2-341/2018 с Общества и Смыслова Д.С. в пользу Банка взысканы в солидарном порядке 1 962 235 руб. 54 коп., а также проценты за пользование кредитом по кредитному договору, начисленные с 21.02.2018 на остаток задолженности по кредиту (основному долгу) в размере 1 705 560 руб. по день полного погашения кредита по ставке 19,35 % годовых. Одновременно обращено взыскание на заложенное имущество по договору залога от 28.10.2016, заключенному между Банком и Маховым С.Я. в обеспечение надлежащего исполнения обязательств Общества по кредитному договору от 28.10.2016, путем продажи с публичных торгов.
Решение суда вступило в законную силу 26.06.2018.
На основании указанного судебного акта Ленинским районным судом города Костромы 28.06.2018 выдан исполнительный лист серии ФС N 021119266.
Судебным приставом-исполнителем ОСП N 1 по г. Вологде 16.07.2018 возбуждено исполнительное производство N 68025/18/35022-ИП в отношении должника Общества в пользу взыскателя Банка.
Вместе с тем 20.08.2018 Инспекцией принято решение N 2846 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2018 по делу N А31-13748/2018 Банк признан несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Инспекцией 17.12.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись за N 2183525640395 о прекращении деятельности юридического лица Общества.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.12.2018 возбужденное исполнительное производство прекращено в связи с исключением должника-организации из ЕГРЮЛ.
Таким образом, решение о предстоящем исключении Общества принято Инспекцией после возбуждения исполнительного производства N 68025/18/35022-ИП, в период проведения судебным приставом-исполнителем мероприятий по взысканию задолженности в пользу Банка.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Инспекции препятствий для принятия решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Следовательно, ссылка Инспекции на то, что решение Инспекции является правомерным, поскольку на момент его принятия Общество отвечало всем признакам недействующего юридического лица, а Банк не направлял Инспекции возражений на предстоящее исключение именно данного Общества, в рассматриваемом случае не может быть принята.
Иное толкование заявителем норм законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В свете изложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ответчика по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 сентября 2019 года по делу N А13-4015/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента его принятия.
Председательствующий |
К.А. Кузнецов |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4015/2019
Истец: Конкурсный управляющий ООО КБ "Аксонбанк" - Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области
Третье лицо: Махов Сергей Яковлевич, ООО КБ "Аксонбанк", ОСП по г.Вологде N1 УФССП по Вологодской области, Смыслов Дмитрий Сергеевич, УФССП по Вологодской области