12 мая 2020 г. |
Дело N А56-8076/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от войсковой части 6944 Максимова Р.Н. (доверенность от 09.01.2020); от федерального государственного бюджетного учреждения "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" тарасовой В.В. (доверенность от 01.02.2020); от акционерного общества "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" Кобловой А.С. (доверенность от 23.03.2020),
рассмотрев 12.05.2020 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Войсковой части 6944, федерального государственного бюджетного учреждения "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А56-8076/2019,
установил:
Войсковая часть 6944, адрес: 198123, Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, д. 4, ОГРН 1177847371074, ИНН 7807187198 (далее - Войсковая часть), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, микрорайон Орлова роща, д. 1, ОГРН 1034701242443, ИНН 4705001850 (далее - Институт), о взыскании 16 660 504 руб. 53 коп. в счет понесенных Войсковой частью расходов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с января по декабрь 2017 года.
Определением от 21.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" (далее - Институт имени В.Г. Хлопина).
Решением от 24.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2020, с Войсковой части в пользу Института взыскано 6 057 540 руб. 31 коп. компенсации. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Войсковая часть, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новое постановление - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание его требование по перерасчету суммы на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
В кассационной жалобе Институт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение и постановление изменить, принять по делу новое постановление - об удовлетворении заявленных требований в размере 4 038 360 руб. 26 коп.
Институт в кассационной жалобе ссылается на то, что Войсковой частью в материалы дела не были представлены какие-либо документы, подтверждающие списочный состав военнослужащих, непосредственно задействованных в охране каждого объекта. Таким образом, по мнению подателя жалобы, размер расходов, подлежащих возмещению, определяется как 2/3 от компенсации, выплаченной Войсковой частью военнослужащим, проходящим службу непосредственно в войсковой комендатуре (по охране трех объектов) и составляет 4 038 360 руб. 26 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Институт возразил против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители Института и Войсковой части поддержали доводы жалоб. Представитель Института имени В.Г. Хлопина не поддержал доводы жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Войсковая часть является воинской частью, осуществляющей охрану важных государственных объектов, в частности, Института.
Войсковая часть, ссылаясь на пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ), указывает на несение затрат в размере 16 660 504 руб. 53 коп. за период с января по декабрь 2017 года на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) служебных жилых помещений военнослужащим, входящим в состав подразделения, обеспечивавшего охрану объектов Института, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями норм Закона N 226-ФЗ, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - Постановление N 909), установили, что в иске требования заявлены истцом в отношении компенсации расходов в отношении 135 военнослужащих, тогда как согласно представленным в материалы дела доказательствам (выпискам из приказов командира Войсковой части) следует, что количество военнослужащих, проходящих службу в войсковой комендатуре по охране Института, составляет 36 человек, в связи с чем пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационных жалобах, полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 27 Закона N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1 части 1); при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда указанные организации обязаны предоставлять перечисленным лицам на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2); военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 названной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3); в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
Из содержания названной статьи следует, что за счет организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанных организаций. При этом названным Законом не предусмотрено возложение на организации обязанности по компенсации аренды жилых помещений для нуждающихся в них военнослужащим национальной гвардии, непосредственно не задействованным в охране этих организаций. В противном случае на последних будут возложены необоснованные финансовые обременения.
Пунктами 2.1 и 3 Постановления N 909 сумма денежной компенсации в Москве и Санкт-Петербурге установлена в размере, не превышающем 15 000 руб. в месяц, а в случае если с указанными лицами проживают 3 и более членов семьи - 22 500 руб. в месяц.
Судами установлено, что Институт в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 не обеспечивал военнослужащих Войсковой части служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Кроме того, из представленных в материалы дела выписок из приказов командира Войсковой части следует, что количество военнослужащих, проходящих службу в войсковой комендатуре по охране ответчика, составляет 36 человек, тогда как в иске истцом заявлены требования в отношении 135 военнослужащих.
Вместе с тем в отношении некоторых военнослужащих, указанных в расчете истца, выплаченная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений превышает допустимую законодательством сумму.
Суды двух инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, в том числе выписки из приказов командира Войсковой части, платежные поручения, расчетно-платежные ведомости кредитной организации, договоры найма (поднайма), и установив, что военнослужащие, которым выплачивалась компенсация за наем жилых помещений, снимали жилье в Санкт-Петербурге, пришли к обоснованному выводу о том, что Институт обязан частично возместить Войсковой части ее расходы, связанные с выплатой военнослужащим, осуществлявших охрану его объектов, и членам их семей, названной компенсации расходов, размер которой рассчитан с учетом пункта 2.1 Постановления N 909, поскольку истцом в расчет включены в том числе лица, не имеющие непосредственного отношения к охране объекта.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования лишь в части, суды исходили из совокупности установленных по делу обстоятельств, а также из отсутствия доказательств, свидетельствующих об ином (статьи 9, 65, 71 АПК РФ).
Судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а лишь выражают несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также заявлялись суду апелляционной инстанции и были обоснованно им отклонены.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А56-8076/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы Войсковой части 6944, федерального государственного бюджетного учреждения "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.