12 мая 2020 г. |
Дело N А05-4121/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 12.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А05-4121/2019,
установил:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница", адрес: 163002, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 9, ОГРН 1022900526329, ИНН 2901035482 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086 (далее - Фонд), о признании акта плановой проверки от 22.02.2019 N 12/11 недействительным в части требования о возврате использованных не по целевому назначению средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 166 158 руб. 72 коп. и о перечислении штрафа в размере 16 615 руб. 87 коп.
Решением суда от 12.09.2019 заявленные требования удовлетворены частично. Акт проверки от 22.02.2019 N 12/11 признан недействительным в части требования о перечислении на лицевой счет Фонда 109 935 руб. 95 коп. средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 решение суда от 12.09.2019 отменено в части признания акта проверки недействительным в части требования о перечислении на лицевой счет Фонда 109 935 руб. 95 коп. В удовлетворении данной части требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов апелляционного суда представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 10.12.2019.
Податель жалобы указывает, что денежные средства в размере 109935 руб. 95 коп. были восстановлены на счете ОМС 13.02.2019, до составления акта проверки. Восстановление на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств исключает возможность их перечисления на счет Фонда. Учреждение считает неправомерным указание суда апелляционной инстанции на правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 N 308-ЭС19-1152, от 15.12.2015 N 309-ЭС15-15875, поскольку в определении от 04.06.2019 N 304-ЭС19-7389 изложена иная позиция.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд, считая постановление апелляционного суда законными и обоснованными, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Учреждения и Фонда в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом установлено нецелевое расходование денежных средств ОМС, в том числе, в сумме 109 935 руб. 95 коп. на уплату налога на имущество за 2017 год.
Проанализировав положения части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), раздела 8 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, условия Тарифного соглашения на 2017 год, Тарифного соглашения на 2018 год, положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 N 533-пп, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2017 N 607-пп, суд первой инстанции согласился с выводами Фонда о нецелевом использовании учреждением средств ОМС.
Вместе с тем суд первой инстанции установил, что 13.02.2019 (то есть до составления акта проверки) денежные средства в сумме 109 935 руб. 95 коп. перемещены на лицевой счет ОМС. Удовлетворяя заявленные требования в соответствующей части, суд первой инстанции исходил из того, что фактическое восстановление Учреждением на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, исключает возможность перечисления спорных средств заявителем в Фонд, поскольку означает не возврат их в Фонд, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены. При этом суд первой инстанции учел позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659, от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким подходом суда, поскольку в рассматриваемом случае денежные средства в сумме 109 935 руб. 95 коп. были израсходованы не по целевому назначению в 2017 году, а восстановлены на счете ОМС только в период проведения проверки (в 2019 году). Суд апелляционной инстанции принял во внимание правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 N 308-ЭС19-1152, от 15.12.2015 N 309-ЭС15-15875.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, поэтому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
В силу пункта 27 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда.
Учитывая, что указанная норма прямо предписывает вернуть использованные не по целевому назначению средств в бюджет территориального фонда, а также принимая во внимание восстановление Учреждением на счете ОМС (в порядке исправления выявленных ошибок в бухгалтерском учете) соответствующих средств не в период их нецелевого использования (2017 год), а в период проведения проверки (2019 год), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности акта в части требования о перечислении на счет фонда 109 935 руб. 95 коп.
Оснований для иного вывода суд округа не находит. Применительно к установленным по делу обстоятельствам суд апелляционной инстанции верно применил нормы материального права и обоснованно указал на правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 N 308-ЭС19-1152, от 15.12.2015 N 309-ЭС15-15875.
Ссылка Учреждения на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 N 304-ЭС19-7389, подлежит отклонению, поскольку при разрешении дела N А27-6240/2018 суды исходили из иных фактических обстоятельств (восстановленные на счете ОМС денежные средства уже были использованы в соответствии с целевым назначением).
Таким образом, доводы Учреждения вывод суда апелляционной инстанции не опровергают, о нарушении норм права не свидетельствуют. Процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, апелляционным судом не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А05-4121/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.