13 мая 2020 г. |
Дело N А05-10622/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 13.05.2020 без вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2020 по делу N А05-10622/2019,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное), адрес: 164522, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д. 105, ОГРН 1022900838168, ИНН 2902042980 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Горизонт", адрес: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Мулина, д. 32, ОГРН 1152901007423, ИНН 2906008370 (далее - Общество), 5 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2018 год.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 31.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.01.2020, в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Управление, не согласившись с выводами судов, подало кассационную жалобу на принятые по делу судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Управление в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение от 31.10.2019 и постановление от 15.01.2020 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, в случае, если страхователь представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ не на всех застрахованных лиц, а впоследствии по истечении установленного срока представил сведения по типу "дополняющие" на тех застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения не предоставлялись, применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), является правомерным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Законность обжалуемых решения и постановления, рассмотренных в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Обществом 28.02.2019 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи представлены в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СВЗ-СТАЖ по типу "исходные" за 2018 год в отношении 32 застрахованных лиц.
Впоследствии Общество 18.03.2019 по телекоммуникационным каналам связи направило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СВЗ-СТАЖ по типу "дополняющие" за 2018 год в отношении 10 застрахованных лиц, на которых ранее сведения не предоставлялись.
Управлением 05.04.2019 составлен акт N 039S18190002325 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано на непредставление Обществом в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ по типу "дополняющая" за 2018 года в отношении 10 застрахованных лиц.
На основании этого акта решением Управления от 30.05.2019 N 039S19190002933 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок в отношении в общей сложности 10 застрахованных лиц сведений по форме СЗВ-СТАЖ, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2018 год в виде наложения штрафа в размере 5 000 руб.
Поскольку Общество в добровольном порядке не уплатило финансовые санкции, Управление направило в его адрес требование от 26.06.2019 N 39S01190004938 об уплате штрафа в размере 5 000 руб.
В связи с неисполнением указанного требования Управление обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Вступившим в законную силу определением от 13.08.2019 по делу N А05-10142/2019 Арбитражный суд Архангельской области отказал Управлению в выдаче судебного приказа на взыскание спорной суммы финансовых санкций.
Управление обратилось в суд первой инстанции с заявлением о взыскании штрафных санкций в исковом порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Управлению в удовлетворении иска, основываясь на том, что Общество самостоятельно устранило ошибки в сведениях индивидуального персонифицированного учета, откорректировав их путем предоставления дополнительных сведений за спорный период, что позволяет не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает выводы судов соответствующими нормам материального права и не нарушающими охраняемые законом публичные интересы.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 5); о периодах трудовой деятельности, включаемых в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (пункт 10).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ первоначальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года в отношении 32 застрахованных лиц, представлены Обществом 28.02.2019, то есть в установленный законом срок, что Управлением не оспаривается.
Из материалов дела судами установлено, что сведения по типу "дополняющая" за 2018 года в отношении 10 застрахованных лиц Общество представило 18.03.2019, самостоятельно выявив ошибку.
Неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных дополняющих сведений Обществом не допущено.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, письмами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в ПФР сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в ПФР сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в ПФР достоверные сведения (уточненные/исправленные), равно как и срок предоставления сведений по форме СЗВ-М по типу "дополняющая".
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Управлением, реализовало свое право на уточнение представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, откорректировав их путем направления в Управление дополнительных сведений в отношении еще 10 застрахованных лиц за этот период, что исключает применение к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход призван стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция, правомерно примененная судами к обстоятельствам настоящего дела, изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, судебные инстанции правомерно отказали Управлению во взыскании с Общества финансовых санкций.
Доводы подателя жалобы, не согласного с произведенной судами правовой оценкой фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку каких-либо существенных нарушений в применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, не усматривается, кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2020 по делу N А05-10622/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Судья |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.