12 мая 2020 г. |
Дело N А56-82095/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 12.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды ЮС-585" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А56-82095/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ломбарды ЮС-585" (адрес: 195279, г. Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 27, лит. А, пом. 59Н; ОГРН 1117847134250; ИНН 7805550747; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (адрес: 191038, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 68; ОГРН 1037700013020; ИНН 7702235133; далее - Управление) от 28.06.2019 N 19-12806/3110-1 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.12.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам делам, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, для привлечения его к указанной административной ответственности оснований не имеется.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проверки деятельности Общества, проведенной Межрегиональной инспекцией по Северо-Западному федеральному округу Главной инспекции Банка России в период с 11.03.2019 по 29.03.2019, выявлено нарушение Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившееся в ненаправлении в уполномоченный орган сведений о 18 сделках клиентов по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в ломбард на суммы, превышающие 600 000 руб.
По данному факту Управление составило в отношении Общества протокол от 10.06.2019 N ТУ-40-ЮЛ-19-12806/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, а постановлением от 28.06.2019 N 19-12806/3110-1 признало его виновным в совершении этого административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Управления о привлечении к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) операция по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее (подпункт 4 пункта 1).
Согласно подпункту 4 пункта 1, пункту 7 статьи 7 Закона N 115-ФЗ ломбарды не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения указанной операции, обязаны представлять в уполномоченный орган сведения по такой операции в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 15.12.2014 N 3484-У (утратил силу в связи с изданием Указания Банка России от 17.10.2018 N 4937-У, утвердившего новый аналогичный порядок).
В соответствии с пунктом 8 Указания N 3484-У соответствующие сведения представляются в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) через личный кабинет некредитной финансовой организации на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации.
Согласно Таблице 2 Указания N 3484-У в перечень показателей, подлежащих включению в ФЭС, в частности включены: дата совершения операции (пункт 33), сумма операции в валюте ее проведения (пункт 38), код драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий (пункт 40), ФИО участника операции (пункт 67).
В силу понятия, приведенного в статье 3 Закона N 115-ФЗ, осуществлением внутреннего контроля является реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя выполнение требований законодательства, в частности, по идентификации клиентов, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что до момента проведения Банком России указанной проверки Обществом не были представлены в уполномоченный орган сведения о 18 операциях, подлежащих обязательному контролю.
Административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом упомянутых требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Каких-либо нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, а также признаков малозначительности административного правонарушения суды двух инстанций не выявили.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А56-82095/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды ЮС-585" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ломбарды ЮС-585" (адрес: 195279, г. Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 27, лит. А, пом. 59Н; ОГРН 1117847134250; ИНН 7805550747) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную по платежному поручению от 29.01.2020 N 3117.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.