13 мая 2020 г. |
Дело N А21-4038/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 12.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу N А21-4038/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сельма", адрес: 236029, Калининград, улица В. Гакуна, дом 10, нежилое помещение литера XII из литера "А", ОГРН 1133926008292, ИНН 3906289664 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 7А (далее - Министерство), о признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 118/2019, ответственность за совершение которого установлена абзацем 2 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - Кодекс КО).
Решением суда первой инстанции от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2019, постановление Министерства от 04.03.2019 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество является управляющей организацией по управлению домом N 1 по улице Весенней, 1 в поселке Васильково Гурьевского района Калининградской области (далее - МКД).
В рамках рассмотрения обращений граждан установлено, что 07.02.2019 территория контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенной на придомовой территории жилого комплекса по улице Весенняя, дом 1 в поселке Васильково Гурьевского района захламлена навалами бытового и прочего мусора.
Аналогичный факт установлен и 08.02.2019 в рамках повторного выезда по указанному адресу.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Министерством в отношении Общества протокола от 14.02.2019 N 118/2019; действия Общества квалифицированы по абзацу 2 части 1 статьи 73 Кодекса КО.
Постановлением Министерства от 04.03.2019 Общество признано виновным в совершении правонарушения согласно указанной квалификации с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Общества события и состава вмененного административного правонарушения, оспариваемое постановление Министерства признал незаконным и отменил.
С данным выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1) Минимального перечня N 290).
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Общество как на управляющую организацию спорного жилого дома возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Ввиду изложенного поскольку Общество осуществляет функции управления в отношении МКД, следовательно, именно оно отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома, в том числе за создание и содержание контейнерной площадки.
Создание и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Выводы судов об отсутствии вины Общества в отсутствие контейнеров для ТБО и несвоевременной уборке контейнерной площадки является ошибочным.
Таким образом, у судов не имелось оснований для признания незаконным и отмены постановления Министерства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу N А21-4038/2019 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.