14 мая 2020 г. |
Дело N А26-1585/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
рассмотрев 13.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А26-1585/2019,
установил:
Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия, адрес: 186615, Республика Карелия, г. Кемь, Пролетарский пр., д. 30, ОГРН 1021000844204, ИНН 1002001097 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству финансов Республики Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее - Министерство), о признании недействительными пунктов 6, 10, 11, 12, 14, 18, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 45, 46 представления от 19.11.2018 N 8099/18.1-08/ (далее - Представление).
Решением суда первой инстанции от 05.08.2019 оспариваемое Представление признано недействительным в части: пункта 11 о превышении размера субсидии, предоставленной МБОУ "Куземская основная общеобразовательная школа" на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2017 год, от размера субсидии, рассчитанной по базовым нормативам, на 2 658 064 руб. 65 коп. и пункта 12 в части нецелевого использование средств бюджета Республики Карелия в сумме, превышающей 371 400 руб., путем выплаты субвенции из бюджета Республики Карелия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги "Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования" на 2017 год МБОУ "Куземская основная общеобразовательная школа". В удовлетворении остальной части заявленных требований Администрации отказано.
Постановлением апелляционного суда от 16.12.2019 решение от 05.08.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 05.08.2019 и постановление от 16.12.2019 в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным пункта 14 оспариваемого Представления и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Как указывает податель жалобы, способ получения сведений в целях установления наличия либо отсутствия финансовых нарушений регламентируется Порядком осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Республике Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 18.03.2015 N 84-П (далее - Порядок), который Министерством нарушен. Администрация считает, что вывод Министерства, изложенный в пункте 14 оспариваемого Представления, о неправомерном использовании средств субвенции бюджета Республики Карелия, направленной на финансовое обеспечение муниципальных заданий в сумме 11 352 683 руб. 61 коп., основан на информации, полученной незаконным путем.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов, приведенных Администрацией в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства от 20.06.2018 N 292, в период с 02.07.2018 по 17.08.2018 проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений при предоставлении и использовании средств бюджета Республики Карелия в виде межбюджетных трансфертов бюджету Кемского муниципального района, выполнение условий предоставления бюджетных средств за 2016 - 2017 годы.
По итогам проверки Министерством составлен акт от 07.09.2018 N 18-1-12/37-18 и вынесено оспариваемое Представление, которым на Администрацию возложена обязанность в срок до 18.01.2019 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, и принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Не согласившись с данным Представлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным по пунктам 6, 10, 11, 12, 14, 18, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 45, 46.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое Представление не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в части пунктов 11 (нарушение условий порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБОУ "Куземская основная общеобразовательная школа" в сумме 2 658 064 руб. 65 коп.) и 12 (нецелевое использование средств бюджета Республики Карелия в сумме 401 000 руб.). В остальной части правовых оснований для удовлетворения требований заявителя суды не усмотрели.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы Администрации, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что суды, отказывая Администрации в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 14 оспариваемого Представления, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в том числе контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в данном случае Министерством в рамках предоставленных ему полномочий проведено контрольное мероприятие и проверка правомерности использования Администрацией средств субвенции бюджета Республики Карелия, направленных на финансовое обеспечение муниципальных заданий.
Согласно пункту 6 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Как предусмотрено пунктом 1.6 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями, утвержденного постановлением Администрации Кемского муниципального района от 13.04.2016 N 206 (далее - Порядок N 206), допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным не может превышать 15 процентов и допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным, не может превышать 2 процентов.
Пунктом 2.34 Порядка N 206 определено, что в случае, если на основании отчета о выполнении муниципального задания показатели объема, указанные в отчете о выполнении муниципального задания, меньше показателей, установленных в муниципальном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем не оказанной муниципальной услуги (невыполненной работы).
Из материалов дела судами установлено, что Министерством в ходе проверки выявлено невыполнение некоторыми муниципальными образовательными учреждениями Кемского муниципального района показателей объема, установленных им муниципальными заданиями на 2017 год, что и нашло отражение в пункте 14 оспариваемого Представления.
На основании базовых нормативов на оказание муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями Кемского муниципального района, утвержденных постановлением Администрации от 26.09.2017 N 712, в ходе проверки произведен расчет суммы возврата субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания при невыполнении количественных показателей за 2017 год, что составило 16 675 250 руб. 99 коп., в том числе 11 352 683 руб. 61 коп. - за счет средств бюджета Республики Карелия.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь положениями пункта 6 статьи 69.2 БК РФ, пунктов 1.6 и 2.34 Порядка N 206, суды установили, что надлежащих доказательств, опровергающих выводы Министерства о невыполнении количественных показателей государственного задания в 2017 году, Администрация не представила.
Напротив, Администрацией признавалось, что представленные отчеты являлись некорректными, поскольку сведения о количестве обучающихся в отчетах о расходовании субвенции, представленные в Министерство образования Республики Карелия, являлись недостоверными и завышенными.
Ссылка Администрации на то, что в ходе проверки Министерство в нарушение положений подпункта "а" пункта 11.1 Порядка N 84-П использовало ненадлежащие источники информации, была предметом исследования судов и правомерно ими отклонена.
Как установлено судами и следует из материалов дела, все сведения, необходимые для проверки, получены Министерством из официальных источников на сайте www.bus.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что не противоречит пунктам 3.4, 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.2016 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункту 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, о размещении на официальном сайте в сети "Интернет" и ведении указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н.
Несогласие подателя с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Проверив в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ оспариваемое положение Представления и установив его соответствие закону и иным нормативным правовым актам, и отсутствие нарушения данным Представлением прав и законных интересов заявителя, суды на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно приняли решение об отказе Администрации в удовлетворении заявления в указанной части.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Администрации не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А26-1585/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.