14 мая 2020 г. |
Дело N А56-60945/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В., судей Асмыковича А.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представителя Чернухина А.Э. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев 14.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сибур-Транс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А56-60945/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Сибур-Транс", адрес: 117997, Москва, ул. Кржижановского, д. 18, корп. 4, ОГРН 1027700380410, ИНН 7708008440 (далее - Компания), о взыскании 377 243,64 руб. платы, 1 333,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 29.05.2019 до момента фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 с Компании в пользу Дороги взыскано 377 243,64 руб. платы, 19 333,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 29.05.2019 до момента фактического исполнения обязательства, 10 932 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 решение от 09.10.2019 оставлено без изменения.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Компания ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит решение от 09.10.2019 и постановление от 12.12.2019 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, суды неверно применили положения части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), поскольку нарушение Компанией технологических сроков оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования не является достаточным основанием для начисления платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, начисление платы возможно, если задержка вагонов на путях необщего пользования привела к нарушению срока доставки грузов.
В судебном заседании представитель Дороги возражал против удовлетворения жалобы.
От Компании поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства. Ходатайство отклонено судом кассационной инстанции в связи с отсутствием оснований, установленных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Кассационная жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителя Компании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Дорогой (перевозчик) и Компанией (владелец) заключен договор от 26.10.2016 N 66/16/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - Договор).
Согласно пункту 1 Договора локомотивом владельца осуществляется эксплуатация принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, расположенного на продолжении пути N 24 станции Лужская Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктом 5 Договора подача на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Как следует из пункта 13 Договора, на железнодорожном пути необщего пользования владельца устанавливается следующий технологический срок оборота вагонов: для группы из 72 цистерн (груз - бензин) - 12,7 ч; для группы из 82 цистерн (груз - сжиженный углеводородный газ) - 14 ч.
Согласно пункту 18.2 Договора владелец уплачивает перевозчику сборы, платы, штрафы и иные суммы, предусмотренные Уставом.
В сентябре 2018 года вагоны, следовавшие на станцию Лужская на пути необщего пользования, были задержаны на промежуточных железнодорожных станциях Жижица, Стекольный, Войтоловка, Котлы 2 в связи с невозможностью приема вагонов станцией Лужская по причине, зависящей от владельца путей необщего пользования, о чем было сообщено Компании извещениями о задержке вагонов (контейнеров) в пути следования.
Перевозчиком были составлены акты общей формы от 20.09.2018 N 4/365, 4/366, от 22.09.2018 N 4/З88, от 03.10.2018 N 4/408, 4/409, от 09.10.2018 N 4/461, от 04.10.2018 N 4/415 с указанием причины и времени задержки вагонов, нарушения срока доставки, которые были подписаны представителем Компании с разногласиями без указания обстоятельств, освобождающих ее от взимания платы.
Дорога, начислив Компании 377 243,64 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, направила в адрес Компании претензии от 20.03.2019 N ИСХ218/афто-2, от 08.04.2019 N исх-285/афто-2, исх-286/афто-2, исх-287/афто-2 с предложением уплатить данную сумму.
Указанные претензии оставлены Компанией без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Дороги в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, признав требования Дороги обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой названной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть семнадцатая статьи 39 Устава).
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть девятнадцатая статьи 39 Устава).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды правомерно признали доказанными факт нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, следовавших на станцию Лужская на пути необщего пользования Компании, по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, и время задержки вагонов в пути следования, которая привела к нарушению расчетных сроков доставки.
В отсутствие доказательств вины перевозчика суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для применения к Обществу ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 39 Устава.
Судами проверен и признан верным расчет платы, произведенный Дорогой.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм положений статьи 39 Устава.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А56-60945/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Сибур-Транс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Васильева |
Судьи |
Н.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.