14 мая 2020 г. |
Дело N А13-12750/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 12.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А13-12750/2019,
установил:
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Устюженская центральная районная больница", адрес: 162840, Вологодская обл., г. Устюжна, ул. Карла Маркса, д. 53, ОГРН 1033500750843, ИНН 3520001550 (далее - Больница), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным акта государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области, адрес: 160017, г. Вологда, Тепличный мкр., д. 8а, ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916 (далее - Учреждение), от 14.06.2019 о результатах плановой комплексной проверки Больницы в части требований о возврате в бюджет фонда социального страхования 437 935 руб. и уплате 43 793 руб. 50 коп. штрафа, изложенных в пункте 1 акта.
Решением суда от 17.10.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019, акт Учреждения признан не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 326-ФЗ) и недействительным в части требования об уплате 23 793 руб. 50 коп. штрафа, изложенного в пункте 1 акта; в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения; на Учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Больницы; из федерального бюджета Больнице возвращено 9 634 руб. 56 коп. государственной пошлины; с Учреждения в пользу Больницы взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемое решение в части признания недействительным акта Учреждения в части уплаты 43 793 руб. 50 коп. штрафа, обязании Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Больницы, взыскания с Учреждения в пользу Больницы 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, а постановление апелляционного суда полностью.
Податель кассационной жалобы полагает необоснованным снижение судами размера штрафа, начисленного Больнице за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), поскольку Больница не заявляла ходатайство об уменьшении размера штрафа по акту проверки Учреждения и не представила доказательств несоразмерности начисленного штрафа последствиям нарушения в сфере оказания медицинской помощи застрахованным лицам Больницы; возможность учета Учреждением смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств при назначении штрафа Законом N 326-ФЗ не предусмотрена; поскольку акт Учреждения в части признания нецелевым использованием средств ОМС и восстановления их в бюджет признан судами соответствующим требованиям Закона N 326-ФЗ, суды необоснованно обязали Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Больницы.
До начала судебного заседания от Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Неявка представителя Учреждения в судебное заседание не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Больница своих представителей в судебное заседание не направила, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой комплексной проверки Больницы по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, Учреждение выявило в нарушение пунктов 6, 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, разделов III-V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 25.01.2017 N 15 (далее - Программа N 15), разделов IV, V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 29.12.2017 N 1201 (далее - Программа N 1201), нецелевое использование 481 139 руб. средств ОМС - приобретение аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартом разведении/Диаскинтест, аллергена туберкулезного очищенного в стандартном разведении (очищенного туберкулиан в стандартном разведении, аллергена бактерий БИОЛЕК Туберкулин ППД-Л) на 437 935 руб., тестов для выявления наркотиков на 39 369 руб. и оплата услуг по составлению сметной документации на капитальный ремонт палат терапевтического отделения лечебно-диагностического корпуса и акушерско-гинекологического кабинета поликлиники на 3 835 руб. Учреждение также установило, что в ходе проверки средства в сумме 43 204 руб. восстановлены в бюджет, штраф в размере 4 320 руб. 40 коп. уплачен.
По данному факту Учреждение 14.06.2019 составило акт.
Пунктом 1 указанного акта Учреждение на основании пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ потребовало возвратить в течение 10 рабочих дней после подписания акта в бюджет территориального фонда 437 935 руб. и уплатить 43 793 руб. 50 коп. штрафа.
Больница оспорила акт проверки Учреждения в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы доказательства, придя к выводу о наличии у Учреждения правовых оснований для принятия оспариваемого акта с учетом доказанности нецелевого расходования Больницей бюджетных средств территориального фонда, признал правомерным требование Учреждения о возврате в бюджет территориального фонда 437 935 руб. израсходованных средств и уплате 43 793 руб. 50 коп. штрафа на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, однако, учтя конкретные обстоятельства дела, счел возможным уменьшить размер штрафа до 20 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" (далее - Положение N 73).
В соответствии с пунктом 15 Положения N 73 проверке в составе прочего подлежат направление использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС (пункт 17 Положения) и соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС (пункт 16 Положения).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 (далее - Программа N 1492).
В соответствии с названной Программой финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС, в том числе при туберкулезе, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
На территории Вологодской области утверждены Программы N 15 и 1201.
Согласно разделу V Программы N 1201 за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в территориальную программу ОМС (туберкулез), а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС.
Суды установили, что названными программами финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при туберкулезе за счет средств ОМС не предусмотрено; расходы на приобретение аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартом разведении и лекарственного препарата диаскинтеста за счет средств ОМС могут осуществляться только при условии включения их в территориальную программу ОМС в соответствии с действующим законодательством.
Суды установили, что финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок осуществляется за счет бюджетных ассигнований; территориальная программа ОМС не предусматривает финансирование этих мероприятий в 2018 годах за счет средств ОМС.
Расходование средств бюджетов территориальных фондов на не предусмотренные в законе цели не предусмотрено (часть 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ).
Приняв во внимание изложенные обстоятельства и положения вышеуказанных норм права, установив, что приобретение лекарственного препарата диаскинтеста и аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартом разведении не подлежали оплате за счет средств ОМС, что свидетельствует о нецелевом расходовании Больницей бюджетных средств Учреждения в размере 437 935 руб., суды признали правомерным привлечение Больницы к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, в виде штрафа в размере 43 793 руб. 50 коп.
Снижая размер указанного штрафа до 20 000 руб., суды исходили из того, что штраф подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного нарушением Поликлиникой положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Указанный вывод судов не противоречит высказываемой Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции о наличии у суда возможности, в том числе в сфере публично-правовых отношений, снижать размер неустойки.
При этом отсутствие ходатайства о снижении штрафных санкций не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного нарушения в сфере публично-правовых отношений.
В данном случае суды приняли во внимание отсутствие финансирования Больницы из бюджета субъекта Российской Федерации на рассматриваемые цели (лекарственные препараты для туберкулинодиагностики) в спорный период, а также характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины учреждения, совершение заявителем подобного нарушения впервые, социальную направленность деятельности заявителя.
Оснований не согласиться с выводами судов суд округа не находит.
Возражения подателя кассационной жалобы относительно неопределенности судебных актов в части обязания Учреждения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Больницы, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в случае неясности судебного решения Учреждение вправе на основании части 1 статьи 179 АПК РФ обратиться в суд, принявший судебный акт, за его разъяснением.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А13-12750/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.