15 мая 2020 г. |
Дело N А26-3950/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 13.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кемского муниципального унитарного предприятия "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А26-3950/2019,
установил:
Кемское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", адрес: 186615, Республика Карелия, г. Кемь, ул. Бланки, д. 12, ОГРН 1021000842994, ИНН 1002003753 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Кемского городского поселения, адрес: 186615, Республика Карелия, г. Кемь, Пролетарский пр., д. 14, ОГРН 1061002011762, ИНН 1002005687 (далее - Администрация поселения), с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании права хозяйственного ведения на следующие сооружения коммунального хозяйства:
- участок тепловой сети котельной N 2 протяженностью 203,8 м по адресу: г. Кемь, ул. Мосорина, от котельной к домам N 2, 6, инвентарный номер 28,
- участок тепловой сети котельной N 2 протяженностью 433,5 м по адресу: г. Кемь, ул. Каменева, от котельной до дома N 14, от дома N 14 до дома N 8, инвентарный номер 29,
- участок тепловой сети котельной N 2 по адресу: г. Кемь, ул. Мосорина, от дома N 6 к домам N 3, 5, подвод от котельной N 8 и участок тепловой сети котельной N 8 от ТК4/8 до дома N 1 по ул. Мосорина, общей протяженностью 1038,6 м, инвентарный номер 31,
- тепловая сеть котельной N 4 протяженностью 62 м по адресу: Республика Карелия, Кемский р-н, пос. Рабочеостровск, котельная N 4,
- участок тепловой сети котельной N 8 протяженностью 235,8 м по адресу: г. Кемь, Пролетарский пр., от котельной до ТК4/8, до домов 55-59 по Пролетарскому пр., инвентарный номер 33,
- участок тепловой сети котельной N 8 протяженностью 432,1 м по адресу: г. Кемь, Пролетарский пр., от ТК 4/8 к домам N 62-66 по Пролетарскому пр., инвентарный номер 32,
- тепловые сети котельной N 14 протяженностью 1535,6 м по адресу: г. Кемь, ул. Бланки - ул. Минина, д. 15 - ул. Ленина, д. 3 - ул. Каменева, инвентарный номер 30,
- тепловые сети электрической котельной N 17 протяженностью 74,9 м по адресу: Республика Карелия, Кемский муниципальный р-н, Кемское гор. пос., пос. Вочаж, инвентарный номер 3 (далее - Объекты).
Определением суда первой инстанции от 14.08.2019 по ходатайству Предприятия к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Кемского муниципального района Республики Карелия, адрес: 186615, Республика Карелия, г. Кемь, Пролетарский пр., д. 30, ОГРН 1021000844204, ИНН 1002001097 (далее - Администрация района).
Решением Арбитражного суда Республики от 30.09.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.09.2019 и постановление от 21.01.2020, принять новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы считает, что Предприятие подтвердило надлежащими доказательствами возникновение у него права хозяйственного ведения на спорное имущество; полагает, что суды не учли представленные истцом выписки из реестра муниципального имущества, распорядительные акты Администрации поселения о закреплении за Предприятием имущества на праве хозяйственного ведения и его передаче; ссылается на обстоятельства государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия на иные объекты, закрепленные за ним Администрацией поселения.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Стороны извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие учреждено на основании постановления главы самоуправления г. Кеми и района от 24.10.2000 N 541.
Постановлением Администрации поселения от 04.09.2009 N 90 принято решение о закреплении за Предприятием на праве хозяйственного ведения имущества согласно приложению N 2 к названному постановлению.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2013 по делу N А26-4396/2011 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, обязанности конкурсного управляющего возложены на Ломакина Юрия Ивановича.
Как указывает истец в своем исковом заявлении, спорные Объекты вошли в состав имущества, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения, но государственная регистрация этого права до признания Предприятия несостоятельным (банкротом) не была осуществлена.
Конкурсным управляющим были приняты меры по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра) с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения на Объекты.
Уведомлением от 16.07.2018 Управление Росреестра сообщило Предприятию об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество на основании пункта 5 части 1 статьи 26 и статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со ссылкой на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости записей о праве собственности на Объекты и на непредставление заявителем документов, подтверждающих, что Кемское городское поселение является собственником передаваемого в хозяйственное ведение имущества.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.04.2019 по делу N А26-1498/2019 отказано в удовлетворении заявления Предприятия о признании названного отказа Управления Росреестра от 16.07.2018 незаконным.
Предприятие, ссылаясь на закрепление за ним Объектов на праве хозяйственного ведения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании соответствующего права на спорное имущество.
Суды первой и апелляционной инстанций на установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу статей 8.1, 131 ГК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 59 Постановления N 10/22, иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В обоснование заявленных требований Предприятие ссылалось на закрепление за ним спорных Объектов на праве хозяйственного ведения постановлением Администрации поселения от 04.09.2009 N 90.
Суды учли, что Предприятие было создано, а постановление Администрации поселения от 04.09.2009 N 90 принято после вступления в силу Закона N 122-ФЗ, и, руководствуясь положениями приведенных норм и разъяснений, пришли к правильному выводу о том, что права Предприятия на недвижимое имущество, закрепленное за ним собственником, могут считаться возникшими с момента его государственной регистрации.
Как установили суды и не оспаривает податель жалобы, права в отношении спорных Объектов не зарегистрированы.
При таком положении суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Предприятием требований о признании за ним права хозяйственного ведения на Объекты.
Вопреки доводам подателя жалобы суды исследовали все представленные истцом доказательства и дали им надлежащую правовую оценку применительно к подлежащими применению при разрешении спора нормам материального права, регулирующим вопросы возникновения прав на недвижимое имущество.
Ссылка Предприятия на обстоятельства государственной регистрации права хозяйственного ведения на иное имущество, решение о закреплении которого принято Администрацией поселения в постановлении от 04.09.2009 N 90, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, возникшего в отношении иных объектов недвижимости.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.2020 Предприятию по его ходатайству была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины. В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции с Предприятия в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А26-3950/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кемского муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с Кемского муниципального унитарного предприятия "Водоканал", адрес: 186615, Республика Карелия, г. Кемь, ул. Бланки, д. 12, ОГРН 1021000842994, ИНН 1002003753, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.