18 мая 2020 г. |
Дело N А56-43095/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области Езеровой С.А. (доверенность от 09.01.2020)
рассмотрев 13.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузнечное" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 по делу N А56-43095/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кузнечное", адрес: 195112, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, д. 6/8, пом. 8-Н, ОГРН 1117847249838, ИНН 7806456553 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области, адрес:188760, г. Приозерск, ул. Ленинградская, 22 "а" (далее - ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области, Инспекция) от 28.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N АР4712-01 и представления от 28.03.2019 N АР4712-01 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 18.07.2019 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление Инспекции и вынесенное на его основании представление признаны незаконными и отменены.
Постановлением апелляционного суда от 06.11.2019 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2019 по делу N А56-43095/2019 отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление от 06.11.2019 и оставить в силе решение от 18.07.2019 принятое по настоящему делу. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество осуществляет деятельность в отдаленной и труднодоступной местности, то обязанность применения контрольно-кассовой техники отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит постановление апелляционного суда ставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определениями суда от 01.04.2020 и от 23.04.2020 дата и время судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, изначально назначенной на 01.04.2020, изменялась на 23.04.2020 и 13.05.2020 соответственно, на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведения административного расследования в рамках дела об административном правонарушении от 18.01.2019 N 4712-001, Инспекцией выявлено, что Общество при осуществлении расчетов с клиентами (абонентом) Зимаревой Т.В. в безналичном порядке с использованием электронных средств платежа (с помощью мобильного приложения Сбербанк онлайн) не применило контрольно-кассовую технику и не направило клиенту кассовый чек в электронной форме на ее абонентский номер либо адрес электронной почты.
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Инспекция 15.03.2019 составила протокол N АР4712-01 об административном правонарушении и 28.03.2019 вынесла постановление N АР4712-01 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде предупреждения, также в отношении заявителя вынесено Представление от 28.03.2019 N АР4712-01 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее - Представление).
Не согласившись с данным постановлением и представлением Инспекции, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемые постановление и представление.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о доказанности Инспекцией состава вмененного Обществу административного правонарушения, не установив существенных процессуальных нарушений в рамках привлечения к административной ответственности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным, решение суда отменил и отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
В силу части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступает установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, состоящем в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей определяются Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
Таким образом, при получении денежных средств в безналичном порядке от физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Согласно пункту 5 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.
В соответствии с пунктом 5.3 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов: в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 названной статьи; на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме; на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5.4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
Судами установлено, что расчеты за услуги связи произведены абонентом в безналичном порядке с помощью мобильного приложения "Сбербанк онлайн" без участия лица Общества, то есть в сети Интернет, что в силу понятий приведенных в пункте 12 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) является расчетом с использованием электронных средств платежа при этом кассовый чек или бланк строгой отчетности Обществом абоненту не направлен.
При указанном положении суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества события вменяемого правонарушения.
В деле нет доказательств невозможности соблюдения Обществом означенных выше норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требуется.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями раздела IV КоАП РФ ("Производство по делам об административных правонарушениях"), в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ); мера административной ответственности согласуется с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суды не установили существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Кассационная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали его выводы, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом несостоятельными.
Основания для иной оценки вывода суда по существу спора, изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 по делу N А56-43095/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузнечное" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.