19 мая 2020 г. |
Дело N А56-50161/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Боголюбовой Е.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от муниципального предприятия муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области "Токсовский энергетический коммунальный комплекс" Губановой И.В. (доверенность от 08.08.2019), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Сапонджян Е.В. (доверенность от 22.10.2019 N 03-19/11040),
рассмотрев 18.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области "Токсовский энергетический коммунальный комплекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А56-50161/2019,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 191014, Санкт-Петербург, проспект Литейный, дом 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074, далее - Департамент, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с муниципального предприятия муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области "Токсовский энергетический коммунальный комплекс", адрес: 188664, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Токсово, Ленинградское шоссе, дом 55А, ОГРН 1104703003162, ИНН 4703117909, далее - МП "ТЭКК", 8 363 528 руб. вреда, причиненного водному объекту - р. Мустаоя (бассейн р. Нева).
Определением суда первой инстанции от 09.08.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий МП "ТЭКК" Врачева Юлия Сергеевна (ИНН 292201495590, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 14480, адрес для направления корреспонденции: 195112, Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский д. 37, корп. 1, кв. 72) и Администрация МО "Токсовское городское поселение" (адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Токсово, Ленинградское шоссе, д. 55А).
Решением суда первой инстанции от 07.10.2019 иск удовлетворен: с ответчика в пользу истца взыскано 8 363 528 руб. в счет возмещения вреда, а также в доход федерального бюджета с ответчика взыскано 64 818 руб. государственной пошлины по иску.
Постановлением апелляционного суда от 29.01.2020 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МП "ТЭКК" просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, что ответственность за состояние канализационных очистных сооружений ответчик не несет, поскольку собственником указанного имущества является Администрация МО "Токсовское городское поселение" и судом в рамках дела N А56-54761/2017 с Администрации был взыскан вред, причиненный водному объекту в размере 8 122 220 руб., что свидетельствует о том, что ущерб возмещен. Кроме того, расчет ущерба произведен неверно и он больше по размеру, чем ущерб, взысканный с Администрации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Третьи лица извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами по материалам дела установлено следующее.
МП "ТЭКК" является организацией, в деятельность которой входит забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
Собственником (учредителем) МП "ТЭКК", является Администрация МО "Токсовское городское поселение" (далее - Администрация).
В соответствии с пунктом 1.5 Устава МП "ТЭКК", ответчик является унитарным предприятием, не наделенным правом собственности на имущество, закрепленным за ним собственником.
Собственником очистных сооружений (КОС) пос. Токсово, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Токсово, ул. Дорожников, д. 11 А является администрация МО "Токсовское городское поселение".
В соответствии с Договором N 1-ХВ/10 от 05.08.2010 и актом приема-передачи от 05.08.2015 Администрацией МО "Токсовское городское поселение" передан МП "ТЭКК" в хозяйственное ведение для эксплуатации и обслуживания комплекс канализационных очистных сооружений (КОС) пос. Токсово.
В соответствии с пунктом 2.2.6 договора N 1-ХВ/10 от 05.08.2010 (в редакции дополнительного соглашения к нему от 16.09.2011 N 1/А) капитальный ремонт данного имущества (КОС пос. Токсово) осуществляется за счет администрации МО "Токсовское городское поселение".
МП "ТЭКК" оказывает услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населению и организациям на территории МО "Токсовское городское поселение" путем эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящихся в собственности Администрации и переданных на праве хозяйственного ведения ответчику; через данные сооружения осуществлялся сброс сточных вод в водный объект р. Мустаоя (бассейн р. Нева) с превышениями предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственной категории.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Верховный Суд Российской Федерации (далее - ВС РФ) в решении от 28.11.2011 N ГКПИ11-1868 указал, что из положений статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
Из положений Закона N 7-ФЗ, Водного кодекса Российской Федерации следует, что негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в пределах установленных нормативов компенсируется установленной платой за такое воздействие. При осуществлении указанной деятельности с нарушением водного законодательства плата, предназначенная для компенсации причиняемого водному объекту вреда, не вносится, в связи с чем вред подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от превышения установленных нормативов.
Из системного анализа положений статьи 1, пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ следует, что сброс сточных вод без проведения их очистки и обезвреживания, концентрация вредных веществ в которых превышает предельно допустимые нормативы, сам по себе уже причиняет вред водному объекту, так как загрязняет его и оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность.
К их числу в соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления N 49, в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ).
Администрация ранее была признана виновной по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и привлечена к административной ответственности, Департамент предъявлен Администрации иск о взыскании сумм возмещения вреда, причиненного водному объекту в размере 8 122 220 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2018 по делу N А56-54761/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.02.2019, с Администрации в пользу Департамента взыскано 8 122 220 руб. в качестве возмещения вреда, причиненного водному объекту - р. Мустаоя (бассейн реки Нева).
Администрация как собственник источника вреда - канализационных очистных сооружений 08.11.2017 заключила муниципальный контракт N 0145300026117000038-251454-01 на ремонт канализационных очистных сооружений на сумму 8 901 000 руб.
Департамент в соответствии с требованиями "Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года N 87 (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.05.2009 N 13989 (далее - Методика) произвел расчет вреда, причиненного водному объекту - р. Мустаоя (бассейн р. Нева) в результате поступления загрязняющих веществ в составе сточных вод по выпуску N 1 МП "ТЭКК" за период с 30.05.2018 по 18.06.2018.
Основанием для исчисления размера вреда явились результаты административного расследования (Постановление от 03.08.2018 N 14-82/2018), которое было возбуждено по информации о загрязнении неочищенными канализационными сточными водами р. Мустаоя на территории муниципального образования Токсовское городское поселение Всеволожского района, изложенной в обращениях жителей пос. Токсово (письма от 14.05.2018, от 20.05.2018), поступивших в Департамент на рассмотрение.
В ходе расследования Департаментом выявлены нарушения требований природоохранного законодательства по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение в результате сброса сточных вод в водный объект водоотводная канава и далее р. Мустаоя через выпуск N 1 с превышениями значений концентраций загрязняющих веществ над предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения, по ряду загрязняющих веществ, а именно: БПК5, ХПК, взвешенные вещества, аммоний-ион, фосфор фосфатов, СПАВ анионоактивные, нефтепродукты, фенол, железо общее, медь, цинк).
В результате данного сброса зафиксировано наличие негативного влияния загрязняющих веществ в составе сточных вод на водный объект.
Специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" (далее - ЦЛАТИ" (аттестат аккредитации ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" N РОСС RU.0001.515006, выданный 02.09.2014. Лицензия N Р/2016/3231/100/Л от 24.04.2017 ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" выдана Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) 30.05.2018, 08.06.2018, 18.06.2018 отобраны пробы сточной воды с выпуска N 1 с КОС пос. Токсово (МП "ТЭКК"), природной воды в р. Мустаоя 100 м выше выпуска N 1 КОС пос. Токсово и 300 м ниже КОС пос. Токсово.
По результатам проведенных исследований ЦЛАТИ подготовлено Заключение N 065-Э-18 ФГБУ от 19 июля 2018 года, согласно которому в пробах сточной воды, отобранных 30.05.2018, 08.06.2018, 18.06.2018 на выпуске N 1 с КОС пос. Токсово наблюдаются повышенные концентрации ряда загрязняющих веществ, эти загрязняющие вещества также найдены в водном объекте р. Мустаоя в 300 м ниже выпуска N 1 с КОС пос. Токсово; изменения в природной воде водного объекта р. Мустаоя указаны в таблицах N 1-2, N 2-2, N 3-2; увеличение концентраций 14-15 загрязняющих веществ и показателей в водном объекте р. Мустаоя ниже выпуска N 1 сточных вод с КОС пос. Токсово, по сравнению с концентрациями этих веществ в фоновых пробах, отобранных в р. Мустаоя в 100 м выше выпуска N 1, позволяет сделать вывод о наличии негативного влияния сбрасываемых по выпуску N 1 с КОС пос. Токсово сточных вод на водный объект р. Мустаоя.
Суду первой инстанции представлены копии документов и материалов о фактически проведенных работах по ремонту КОС пос. Токсово за период с 01.02.2018 по 26.03.2018 в соответствии с заключенным с ООО "СТК ЭКО" муниципальным контрактом, однако в Департамент поступили обращения жителей пос. Токсово о том, что проведенные мероприятия по капитальному ремонту очистных сооружений недостаточны, качество сточных вод ухудшается.
По результатам административного расследования, проведенного в Департаментом отношении ответчика, установлено, что исходя из результатов количественного химического анализа проб сточных вод, отобранных 30.05.2018, 08.06.2018, 18.06.2018 на выпуске КОС пос. Токсово, МП "ТЭКК" осуществило сброс сточных вод в водный объект водоотводная канава и далее р. Мустаоя через выпуск N 1 с превышениями предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, чем нарушило требования к охране водных объектов, чем вызвало загрязнение водного объекта, которое может повлечь его истощение, порчу, уничтожение, деградацию и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов.
За выявленные нарушения требований природоохранного законодательства РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ юридическое лицо - признано виновным и привлечено к административной ответственности в виде штрафа и в связи с тем, что в установленный срок штраф не был оплачен, мировому судье судебного участка N 17 Всеволожского района Ленинградской области были направлены материалы об административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи от 24.01.2019 ответчик привлечен к административной ответственности и постановление вступило в законную силу.
Поскольку МП "ТЭКК" является ответственным лицом за вред, причиненный водному объекту (р. Мустаоя (бассейн р. Нева) через выпуск N 1), Департаментом в адрес ответчика направлено претензионное письмо 19.10.2018 за N 06-14/11648 с предложением возместить причиненный ущерб в размере 8 363 528 руб., которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Департамента с настоящим иском к ответчику в суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно и обоснованно руководствовались следующим.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 35 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно пункту 6 статьи 56 ВК РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со статьей 77 Закона N 7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу статьи 69 ВК РФ возмещение размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, осуществляется на основании методики исчисления данного вреда.
В данном случае факт нарушения требований водного законодательства Российской Федерации вследствие поступления загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект подтвержден материалами дела об административном правонарушении и ответчиком не оспорен, в результате противоправных действий имеет место факт наступления для водного объекта негативных последствий, в виде загрязнения и оказания негативного воздействия на экологическую систему водоема.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали требования Департамента обоснованными и удовлетворили их полностью.
Подлежит отклонению ссылка подателя жалобы о том, что уже взыскан ущерба с Администрации в рамках дела N А56-54761/2017, поскольку в указанном деле рассматривался иной период и привлекалось к ответственности другое лицо.
В силу части 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены ими правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А56-50161/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области "Токсовский энергетический коммунальный комплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.