19 мая 2020 г. |
Дело N А56-99177/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СТРИМ СПб" Румянцевой Н.А. (доверенность от 20.08.2019), от Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Денисенко Т.А. (доверенность от 31.12.2019 N 01-33-230/19-0-0),
рассмотрев 18.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРИМ СПб" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А56-99177/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТРИМ СПб", адрес:
Санкт-Петербург, пос. Александровская, Пулковская ул., д. 25, ОГРН 1177847386771, ИНН 7820059212 (далее - заявитель, Общество, ООО "СТРИМ СПб"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, адрес: Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20 А, помещение 2-Н, ОГРН 1127847621109, ИНН 7838482845, о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии серия 78 АА N 0012422 рег. N 78РПА0008760 от 31.07.2018 на розничную продажу алкогольной продукции ООО "СТРИМ СПб", выраженном в уведомлении N исх.-11988/19-0-0 от 30.07.2019.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд произвел процессуальное правопреемство и заменил заинтересованное лицо - Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга на Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, адрес:
Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20 А, помещение 2-Н, ОГРН 1127847621110, ИНН 7838482852 (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2019 заявление удовлетворено в полном объеме, отказ Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 30.07.2019 N исх-11988/19-0-0 в продлении срока действия лицензии, выданной ООО "СТРИМ СПб", признан незаконным; суд обязал Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга устранить допущенное нарушение.
Постановлением апелляционного суда от 27.02.2020 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-99177/2019 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым судом апелляционной инстанции судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие его вывода фактическим обстоятельствам дела, ООО "СТРИМ СПб" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-99177/2019.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что обстоятельства, на которые ссылается Комитет устанавливались в отсутствие Общества, с нарушением процедур Административного регламента Комитета и за пределами срока проведения проверок, без возможности предоставить доказательства и пояснения на каждой стадии проверки соблюдения Обществом лицензионных требований. По мнению заявителя, дата выдачи Автошколе лицензии 12.10.2017 не является датой оказания образовательной организацией услуг по адресу, примыкающему к помещениям Общества. Податель жалобы полагает, что вывод апелляционной инстанции о несоответствии ООО "СТРИМ СПб" лицензионным требованиям ничем не подтвержден, и не мог входить в круг вопросов, разрешаемых судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Представитель ООО "СТРИМ СПб" в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Комитета, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Стрим СПб" выдана лицензия от 31.07.2018 N 78РПА0008760 серия 78 АА N 0012422 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, Шлиссельбургский пр., д. 17, корп. 1, литера А, часть помещения 2-Н (часть помещения 36), сроком на 1 год.
ООО "СТРИМ СПб" 14.06.2019 обратилось через СПб ГКУ "МФЦ" в Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Уведомлением от 30.07.2019 N исх.-11988/19-0-0 Комитет проинформировал Общество об отказе в продлении срока действия лицензии по причине несоответствия лицензионному требованию, установленному абзацем вторым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Считая отказ Комитета в продлении срока действия лицензии незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ООО "СТРИМ СПб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о неправомерности отказа Комитета в продлении срока действия лицензии, поскольку доказательств несоответствия Общества лицензионному требованию, установленному в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, материалы дела не содержат.
Отменяя принятое решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что возможность продления срока действия лицензии в общем порядке, предусмотренном статьей 19 Закона N 171-ФЗ, у Комитета отсутствовала в связи с несоответствием обособленного подразделения ООО "Стрим СПб" лицензионному требованию, установленному абзацем вторым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по заявлению лицензиата при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 указанной статьи, а также на основании сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа.
Лицензирующий орган рассматривает заявление о продлении срока действия лицензии в течение 30 дней со дня его поступления и принимает решение о продлении срока действия лицензии или об отказе в продлении срока в порядке, установленном для выдачи лицензии.
Розничная продажа алкогольной продукции относится к числу лицензируемых видов деятельности (пункт 1 и абзац десятый пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа. Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.
Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется заявителю в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет заявителю соответствующее решение в форме электронного документа (часть 8 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 14.06.2019 ООО "Стрим СПб" представило в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" заявление о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (бланк лицензии: серия 78 АА N 0012422, регистрационный номер 78РПА0008760 от 31.07.2018, срок действия до 31.07.2019, выдана на основании распоряжения Комитета от 31.07.2018 N 4277-р, по следующему адресу места нахождения обособленного подразделения: Санкт-Петербург, Невский район, Шлиссельбургский пр., д. 17, корп. 1, литера А, часть помещения 2-Н (часть помещения 36).
27.06.2019 с целью принятия решения о продлении срока действия лицензии Комитетом изданы распоряжения о проведении внеплановых выездной и документарной проверок соответствия (несоответствия) лицензиата лицензионным требованиям и условиям.
02.07.2019 на основании распоряжения Комитета "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Стрим СПб" Комитетом проведена внеплановая выездная проверка и по результатам составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 3746/19 в соответствии с которым установлено, что обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" находится на территории, прилегающей к помещениям, находящимся в пользовании Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации Автошкола "Водитель" (далее - АН ПОО Автошкола "Водитель").
Основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены пунктом 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке; к местам, указанным в подпунктах 5 - 7 указанного пункта. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым - четвертым названного подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
В соответствии с пунктами 2, 8 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425, (далее - Постановление N 1425) розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения. Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 данных Правил. Орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
Обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" находится на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Рыбацкое.
Во исполнение пунктов 2 и 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, Постановления N 1425 главой местной администрации муниципального образования Рыбацкое издано постановление от 28.03.2018 N 72 "Об определении границ территорий внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Рыбацкое, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории" (далее - постановление от 28.03.2018 N 72).
В соответствии с пунктом 1 постановления от 28.03.2018 N 72 границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории внутригородского муниципального образования муниципальный округ Рыбацкое на расстоянии 80 м от образовательных организаций.
Пунктом 2 постановления от 28.03.2018 N 72 закреплено, что границы территорий, прилегающих к организациям и объектам, в отношении которых в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - защищаемые объекты), определяются окружностями с радиусами, соответствующими расстояниям, указанным в пункте 1 постановления от 28.03.2018 N 72, с центром на оси каждого входа (выхода) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, а при наличии обособленной территории, - с центром на оси каждого входа (выхода) для посетителей на обособленную территорию.
При отсутствии схемы границ прилегающих территорий в соответствии с пунктом 7 постановления от 28.03.2018 N 72 к вновь созданным (выявленным) защищаемым объектам границы прилегающих территорий определяются в соответствии с пунктами 1 и 2 постановления от 28.03.2018 N 72.
Как установлено судом апелляционной инстанции, помещения, которые занимает обособленное подразделение ООО "Стрим СПб", находятся на расстоянии 25,8 м от обособленного подразделения АНПОО Автошкола "Водитель", которая в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) является профессиональной образовательной организацией и имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, бланк лицензии серия 78ЛОЗ N 0001959, регистрационный номер N 3161 от 12.10.2017.
Поскольку вход (выход) для посетителей в здание, внутри которого расположено обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" находится в пределах окружности, указанной в пункте 2 постановления от 28.03.2018 N 72, расчет расстояния проведен в соответствии с перечисленными нормами.
Расстояние между входами в организации составило 25,8 м, что отражено на схеме места расположения объекта лицензирования, являющейся приложением к акту проверки, о чем под подпись уведомлен представитель Общества.
При изложенных обстоятельствах, обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" размещено на территории, прилегающей к АНПОО Автошкола "Водитель".
В силу пункта 11 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.
Таким образом, положения пункта 11 статьи 16 Закона N 171-ФЗ подлежат применению только в случаях, если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, в период действия лицензии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что лицензия АНПОО Автошкола "Водитель" выдана 12.10.2017, то есть до получения ООО "Стрим СПб" лицензии.
Абзац четвертый подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона вступил в силу 31.03.2017.
С учетом установленного, является верным вывод апелляционного суда о том, что датой, когда место нахождения обособленного подразделения ООО "Стрим СПб" перестало соответствовать лицензионному требованию, установленному абзацем четвертым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ является 31.03.2017 и изначально лицензия не могла быть выдана Обществу, поскольку Автошкола уже располагалась в непосредственной близости от места где планировалась розничная торговля алкоголем.
Следовательно, получение Обществом первоначальной лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 78РПА0008760 от 31.07.2018 с нарушением требований пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ), не может являться основанием для продления срока действия такой лицензии в порядке пункта 11 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Вопреки доводам жалобы, судом апелляционной инстанции обоснованно указано на отсутствие возможности у Комитета применения пункта 11 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, поскольку нахождение обособленного подразделения Общества не соответствовало указанному лицензионному требованию уже на момент выдачи лицензии, а не перестало им соответствовать в период действия лицензии.
Возможность продления срока действия лицензии в общем порядке, предусмотренном статьей 19 Закона N 171-ФЗ, у Комитета также отсутствовала, в связи с несоответствием обособленного подразделения ООО "Стрим СПб" лицензионному требованию, установленному абзацем вторым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Отклоняя, как не имеющие правового значения для разрешения данного спора, доводы Общества о том, что АНПОО Автошкола "Водитель" фактически не осуществляет свою деятельность, и Комитетом не доказан факт обучения в школе несовершеннолетних лиц, суд, обоснованно руководствуясь положениями Закона N 171-ФЗ, указал на наличие строго определенных критериев, запрещающих розничную торговлю алкогольной продукцией, не подлежащих самовольному, расширительному толкованию.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А56-99177/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРИМ СПб" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.