19 мая 2020 г. |
Дело N А44-8367/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 19.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Стимул" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А44-8367/2019,
установил:
Товарищество собственников жилья "Стимул" (адрес: 173025, Великий Новгород, ул. Коровникова, д. 15, корп. 1, кв. 152; ОГРН 1095321003106;
ИНН 5321134132; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (адрес: 173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 81; ОГРН 1035300272171; ИНН 5321091224; далее - Комитет) от 13.08.2019 N ЖН-1167-19.
Решением суда первой инстанции от 18.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.01.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Коровникова, д. 15, корп. 1, и приказа от 12.08.2019 N ЖН-1167-19 Комитетом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Товариществом требований жилищного законодательства при начислении платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в указанном доме.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 13.08.2019 N ЖН-1167-19, что Товарищество в соответствии с решением общего собрания членов от 01.06.2018 в нарушение требований жилищного законодательства исключило с мая 2018 года из платы за содержание жилого помещения в размере 26 руб. 17 коп. за кв.м. плату за вывоз твердых бытовых отходов в размере 3 руб. 03 коп. за кв.м. не в полном объеме, а также провело это решение ранее истечения года с даты проведения предыдущего общего собрания членов Товарищества.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 13.10.2019 путем перерасчета платы за содержание жилого помещения за период с мая 2018 года по декабрь 2018 года из расчета 26 руб. 17 коп. за кв.м. с исключением из этой суммы 3 руб. 03 коп. за кв.м. Комитет выдал Товариществу предписание от 13.08.2019 N ЖН-1167-19.
Товарищество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что предписание содержит правомерные требования, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
В силу части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в частности, относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4); утверждение смет доходов и расходов товарищества на год (пункт 8.1).
Как предусмотрено частью 8 статьи 156 ЖК РФ, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на общем собрании собственников помещений в указанном многоквартирном доме 26.02.2018 принято решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения на 2018 год в размере 26 руб. 17 коп.
Судами также установлено, что на общем собрании собственников помещений и членов Товарищества 01.06.2018 принято решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения с 01.05.2018 в размере 23 руб. 88 коп.
Исходя из того, что решение от 01.06.2018 об изменении размера платы за содержание жилого помещения принято ранее истечения года с даты принятия предыдущего решения от 26.02.2018, суды двух инстанций пришли к выводу о нарушении Товариществом требований жилищного законодательства.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В силу части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Как предусмотрено частью 1.1 статьи 146 ЖК РФ, положения статей 45-48 данного Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом.
Таким образом, нормы жилищного законодательства не содержат запрета для членов товарищества собственников жилья проводить общее собрание членов товарищества до истечения года с момента проведения предыдущего собрания. При этом на таком внеочередном собрании также могут быть приняты решения, предусмотренные статьей 145 ЖК РФ, в частности, пересмотрен установленный на предыдущем собрании размер обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Следовательно, Товарищество, приняв 01.06.2018 решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения до истечения года с даты утверждения размера указанной платы на предыдущем собрании, не нарушило требований жилищного законодательства, а оспариваемое предписание Комитета не соответствует упомянутым нормам и нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, согласно части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потреблении" отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судами установлено, что на территории Великого Новгорода региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начал оказывать с 01.05.2018.
Таким образом, исключение с мая 2018 года из платы за содержание жилого помещения стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов в размере 3 руб. 03 коп. не ограничивает право членов Товарищества принять на общем собрании решение, относящееся к его компетенции, в том числе и об увеличении размера обязательных платежей и (или) взносов членов Товарищества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А44-8367/2019 отменить.
Предписание Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 13.08.2019 N ЖН-1167-19 признать недействительным.
Взыскать с Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (адрес: 173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 81; ОГРН 1035300272171; ИНН 5321091224) в пользу товарищества собственников жилья "Стимул" (адрес: 173025, Великий Новгород, ул. Коровникова, д. 15, корп. 1, кв. 152; ОГРН 1095321003106;
ИНН 5321134132) 6000 руб. судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.