19 мая 2020 г. |
Дело N А56-163660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Преснецовой Т.Г., Чуватиной Е.В.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Дружба" Иванова А.А. (доверенность от 05.05.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А56-163660/2018,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Дружба", адрес: 188750, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Торфяное, ОГРН 1024701652007, ИНН 4712001650 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188760, Ленинградская обл., Приозерский р-н, г. Приозерск, ул. Ленина, д. 10, ОГРН 1024701648135, ИНН 4712013913 (далее - Администрация района), от 02.11.2018 N 3631 об отказе Кооперативу в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка общей площадью 305 373 кв. м с кадастровым номером 47:03:0000000:248, расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский муниципальный район, с/п Мельниковское, вблизи поселка Торфяное, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования"; обязании Администрации района заключить договор купли-продажи названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188765, Ленинградская обл., пос. Мельниково, ул. Калинина, д. 9, ОГРН 1054700441322, ИНН 4712039380; Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966; Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент).
Решением от 28.05.2019 постановление Администрации района от 02.11.2018 N 3631 признано недействительным; на Администрацию района возложена обязанность совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 данное решение оставлено без изменения.
Администрация района в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, представленными документами подтверждается, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда; суды не выяснили, к какой категории земель относился земельный участок ранее и для каких целей изначально был предоставлен Кооперативу, на каком основании отнесен к землям сельскохозяйственного назначения; границы испрашиваемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что согласно пункту 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Кооператив в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что пересечение испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда не доказано; ссылаясь на то, что границы участка лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не установлены в соответствии с действующим законодательством, спорный участок изначально был выделен Кооперативу с изъятием в установленном порядке из лесного фонда РСФСР с правом вырубки леса и использования для сельскохозяйственных целей, интересы Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела представлены уполномоченным органом, пересечение границ участков лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения является основанием для изменения границ земельного участка лесного фонда, а не отказа в предоставлении сельскохозяйственного участка в собственность, в приватизации ранее учтенного земельного участка не может быть отказано по основанию, предусмотренному пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу поддерживает изложенные в ней доводы, считая, что пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами участка из земель лесного фонда подтверждено надлежащими доказательствами, возможность нахождения земельных участков из состава земель лесного фонда в частной собственности не предусмотрена законодательством, Администрация района не наделена полномочиями по распоряжению лесными участками. Департамент просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
От Администрации района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании представитель Кооператива против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Кооператив обратился в Администрацию района с заявлением от 16.08.2018 на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка общей площадью 305 373 кв. м с кадастровым номером 47:03:0000000:248 (единое землепользование), состоящего из четырех земельных участков с кадастровыми номерами 47:03:0411003:66, 47:03:0410002:77, 47:03:0410002:78, 47:03:0410002:79, расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Мельниковское сельское поселение, вблизи пос. Торфяное, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования", принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Администрации района от 02.11.2018 года N 3631 Кооперативу отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов названного земельного участка в связи с отсутствием у администрации полномочий по распоряжению землями лесного фонда.
Кооператив, ссылаясь на то, что спорный участок не относится к землям лесного фонда, в связи с чем у Администрации района не имелось оснований для отказа в его предоставлении, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
Согласно статье 39.2 Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 9 упомянутого Кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Пунктом 2 статьи 11 того же Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), по общему правилу, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Администрация района в обоснование правомерности оспариваемого отказа ссылалась на то, что испрашиваемый Кооперативом земельный участок налагается на земли лесного фонда.
К материалам дела приобщено свидетельство о государственной регистрации 18.12.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) права собственности Российской Федерации на лесной участок Приозерского лесничества общей площадью 3 453 327 577 кв. м с кадастровым номером 47:00:0000000:1, относящийся к землям лесного фонда, местонахождением: Ленинградская обл., Приозерский, Всеволожский, Выборгский районы, Приозерское лесничество, участковые лесничества, в том числе кварталы 1-120 Ларионовского участкового лесничества.
Суды, удовлетворяя требования Кооператива, исходили из того, что границы лесного участка в Ларионовском участковом лесничестве Приозерского лесничества Ленинградской области не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; земельный участок с кадастровым номером 47:03:0000000:248 учтен как земельный участок сельскохозяйственного назначения и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН); в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ сведения ЕГРН имеют приоритет по отношению к сведениям, содержащимся в иных источниках
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно названному Федеральному закону сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, содержащиеся в государственном лесном реестре, приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в ЕГРН; если сведения о лесных участках содержатся только в государственном лесном реестре и противоречат сведениям об иных земельных участках, имеющимся в ЕГРН, то в этом случае границы лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенных в ЕГРН.
В силу части 6 статьи 72 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения ЕГРП считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН.
В то же время судами не установлено, что при наличии в ЕГРН сведений об испрашиваемом Кооперативом земельном участке с кадастровым номером 47:03:0000000:248 в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на данный участок.
При таких обстоятельствах у судов не имелось достаточных оснований для признания сведений о земельном участке, на который претендует Кооператив, приоритетными по отношению к сведениям о земельном участке, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, и для вывода о принадлежности испрашиваемого Кооперативом участка к категории земель сельскохозяйственного назначения без дополнительного исследования обстоятельств, касающихся местоположения и границ этого участка, оснований отнесения его к землям сельскохозяйственного назначения, фактического использования.
В материалах дела имеется заключение уполномоченной организации - федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" - о пересечении границ земель лесного фонда в Ларионовском лесничестве с земельным участком площадью 305 373 кв. м с кадастровым номером 47:03:0000000:248 из земель сельскохозяйственного назначения площадью пересечения 284 071 кв. м. Указанному документу судами оценка не дана.
Суды указали, что границы лесного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом согласно представленным в электронном виде сведениям из ЕГРН о характеристиках земельных участков, входящих в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 47:03:0000000:248, сведения об описании закрепления границ указанных участков на местности также отсутствуют.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Согласно пункту 4 статьи 1 названного Закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном этим Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Как предусмотрено пунктом 7 статьи 10 Закона, приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Вводным законом. Согласно пункту 2 статьи 3 Вводного закона переоформление права производится в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 названного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что сельскохозяйственная организация может приобрести в собственность земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, который находится у нее на праве постоянного (бессрочного) пользования, только для осуществления сельскохозяйственной деятельности, что маловероятно, если земельный участок в значительной своей части накладывается на лесные участки.
При таком положении выводы судов об удовлетворении требований Кооператива нельзя признать соответствующими нормам права и обстоятельствам спора, в связи с чем обжалуемые решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду необходимо установить, имеется ли пересечение испрашиваемого Кооперативом участка с участками лесного фонда и при наличии такого пересечения - на какой площади; выяснить, каким образом фактически используются земельные участки - для ведения лесного хозяйства или в сельскохозяйственных целях, и оценить правомерность отнесения территории к той или иной категории земель; в зависимости от установленного определить законность оспариваемого отказа Администрации района.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А56-163660/2018 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.