19 мая 2020 г. |
Дело N А56-92448/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Агентство по дорожному и коммунальному хозяйству Калининского района" Кобзевой М.Н. (доверенность от 03.06.2019),
рассмотрев 18.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Агентство по дорожному и коммунальному хозяйству Калининского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 по делу N А56-92448/2018,
установил:
открытое акционерное общество "Агентство по дорожному и коммунальному хозяйству Калининского района", адрес: 194044, Санкт-Петербург, Чугунная ул., д. 44, корп. 2, ОГРН 5067847096785, ИНН 7804340232, (далее - заявитель, Общество, Агентство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 36 А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323, (далее - ГАТИ, Инспекция) от 12.07.2018 N 1915 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40094 от 21.05.2018, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 15.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.01.2020, оспариваемое постановление Инспекции изменено в части размера административного наказания, административный штраф снижен до 150 000 руб. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Агентство обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 12.07.2018 N 1915 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40094 от 21.05.2018.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что не является лицом, обязанным получить ордер ГАТИ, в связи с чем не является субъектом вмененного административного правонарушения. Общество полагает необоснованными выводы судов о том, что торговые павильоны не являются отдельными торговыми объектами, а образуют единый комплекс, обеспечивающий проведение ярмарки.
Представитель Агентства в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 16.05.2018 и 21.05.2018 в присутствии двух понятых был проведен осмотр территории по адресу:
Санкт-Петербург, Гражданский пр. у д. 43, корп. 1, в ходе которого выявлено и зафиксировано в протоколах осмотра от 16.05.2018, от 21.05.2018, что на данной территории на площади 71 кв. метров размещены некапитальные объекты (комплекс из 10-и нестационарных торговых объектов).
По факту выявленного нарушения сотрудником ГАТИ в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении от 21.05.2018 N 40094, предусмотренном пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Постановлением Инспекции от 12.07.2018 N 1915 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70; ему назначено административное наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Общество не согласилось с постановлением Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона N 273-70, Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила благоустройства), суды пришли к выводу о доказанности Инспекцией наличия в действиях общества признаков состава вмененного ему административного правонарушения. При этом суды исходили из того, что в данном случае палатки не являются отдельными торговыми объектами, а образуют единый комплекс, обеспечивающий проведение ярмарки и достижение цели, для которой была предоставлена территория благоустройства (71 кв. метров). Вместе с тем, установив наличие оснований, предусмотренных статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), изменили оспариваемое постановление Инспекции в части назначенного Обществу наказания, снизив размер административного штрафа до 150 000 руб.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил благоустройства, заказчик до начала производства работ, указанных в разделе 4 Правил, должен получить ордер ГАТИ на их производство.
Как указано в пункте 1.4.16 Правил благоустройства, ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
К элементам благоустройства относятся, в том числе, торговые объекты, включая павильоны, палатки, киоски, тележки, лотки, торговые автоматы, передвижные средства развозной торговли, газетные модули, сооружения в виде натяжных на сборном каркасе тентов для сезонной торговли, информационно-торговые мобильные объекты (пункт 2.7 Приложения N 2 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга").
Согласно пункту 6.1 Правил благоустройства заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
В силу пункта 6.6.4 Правил благоустройства заявка на получение ордера на производство работ должна быть согласована с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга в случае производства работ на земельном участке, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев согласования заявок на выдачу ордеров на производство работ в отношении земельных участков, предоставленных и (или) используемых в установленном порядке третьим(-и) лицам(-и), если проведение работ соответствует целям предоставления и (или) использования участка таким(-и) лицам(-и).
В соответствии с пунктом 1.4.6 Правил благоустройства заказчик - юридическое или физическое лицо, уполномоченное владельцем (или само являющееся владельцем) объекта благоустройства и (или) элемента благоустройства, обеспечивающее производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.
Судами установлено, что между администрацией Калининского района Санкт-Петербурга (организатор ярмарки) и Обществом (оператор ярмарки) был заключен договор от 22.02.2018, по условиям пунктов 1.1, 1.2, 1.3 которого оператор ярмарки своими силами и за счет своих средств осуществляет оказание услуг по организации региональных ярмарок в соответствии с договором, в соответствии с договором оператору ярмарки поручено организовать ярмарку; для исполнения своих обязательств Общество от своего имени, заключал соответствующие договоры с участниками ярмарки на предоставление торговых мест на региональной ярмарке от 17.04.2018, прежде закупив 12 штук нестационарных торговых объектов - павильонов, стилизованных под деревянные домики по договору купли-продажи N 05/03 от 05.03.2018.
С учетом изложенного Общество признано судами надлежащим субъектом ответственности, поскольку на момент выявления административного правонарушения являлось заказчиком, при этом ордер на производство работ у Общества отсутствовал.
Вопреки доводам жалобы, в силу положений пункта 1.2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1045 от 27.09.2012 "О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена", принимая во внимание условия договора от 22.02.2018, исходя из схемы размещения торговых мест на ярмарке, судами сделан обоснованный вывод о том, что торговые павильоны не являются отдельными торговыми объектами, а образуют единый комплекс строений, обеспечивающий проведение ярмарки и достижение цели, для которой была предоставлена территория благоустройства (71 кв. метров).
Факт нарушения Обществом положений Правил благоустройства судами установлен и подтверждается материалами дела (протоколами осмотра от 16.05.2018, от 21.05.2018, протокол об административном правонарушении от 21.05.2018 N 40094).
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на выполнение требований вышеуказанных правил, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества субъективной стороны вмененного правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Снижение судами назначенного административного штрафа мотивировано, основано на обстоятельствах дела, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, не обжаловано ГАТИ в кассационном порядке.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 по делу N А56-92448/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Агентство по дорожному и коммунальному хозяйству Калининского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.