21 мая 2020 г. |
Дело N А56-91662/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Денисенко Т.П. (доверенность от 31.12.2029 N 01-230/1900),
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топ рост" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А56-91662/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Топ рост", адрес: 197374, Санкт-Петербург, Стародеревенская ул., д. 11, корп. 2, лит. А, оф. 4141/5, ОГРН 1167847114302, ИНН 7810429200 (далее - ООО "Топ рост", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Новгородская ул. д. 20, лит. А пом. 2-Н, ОГРН 1127847621110, ИНН 7838482845 (далее - Комитет) от 25.07.2029 N 152 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 150 000 руб. штрафа. Общество также просило привлечь индивидуального предпринимателя ведущего торговую деятельность по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 36, к. 4, лит. А, пом. 1-Н к ответственности за незаконную торговлю алкогольной продукцией.
В суде первой инстанции Общество на основании части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказалось от требований в части привлечения индивидуального предпринимателя ведущего торговую деятельность по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 36, к. 4, лит. А, пом. 1-Н к ответственности за незаконную торговлю алкогольной продукцией.
Решением суда от 11.11.2019 производство по делу в части отказа от заявления прекращено; в удовлетворении остальной части требований Обществу отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2020 решение суда от 11.11.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ненадлежащую судебную оценку доводов Общества. Податель жалобы настаивает на том, что является ненадлежащим субъектом вменяемого ему деяния, поскольку за несколько месяцев до проведения проверки прекратил осуществление предпринимательской деятельности по месту нахождения своего обособленного подразделения по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 36, к. 4, лит. А, пом. 1-Н. Кроме того, Общество указывает на наличие грубых нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "Топ рост" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 30.03.2018 N 78РПА0008664, бланк лицензии серия 78 ДА N 0014606, сроком действия с 29.05.2019 до 29.05.2020, предоставленную на основании распоряжения Комитета от 29.05.2019 N 2858-р о переоформлении лицензии: 78 АА N 0013698, регистрационный N 78РПА0008664 от 30.03.2018.
Главным специалистом отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета в период с 23 час. 45 мин. 25.06.2019 по 00 час. 25. мин. 26.06.2019 произведен осмотр торгового помещения ООО "Топ рост" по адресу места нахождения обособленного подразделения; Санкт-Петербург, Московский район, Пулковское шоссе, д. 36, корп. 4, литера А, помещение 1-П (далее - обособленное подразделение). Основанием для осмотра послужило направленное из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка обращение гр. Рябикина А.Д. от 10.06.2019 N ОБ-174-821/19-0-0 об осуществлении по данному адресу продажи алкогольной продукции в ночное время.
В ходе осмотра зафиксирован факт осуществления ООО "Топ рост" розничной продажи алкогольной продукции всех видов в обособленном подразделении с нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте в обособленном подразделении: 25.06.2019 (в 23 час. 45 мин) продавцом ООО "Топ рост" проданы две банки напитка слабоалкогольного газированного "Синебрюхофф со вкусом джина и грейпфрута" емкостью 0,5 литра каждая, крепостью 8,8% по цене 136 руб. за одну банку, общая стоимость 272 руб. (алкогольная продукция маркирована федеральными специальными марками: 102 197964331, 102 197964339), без применения контрольно-кассовой техники, сканирование штрихкодов федеральных специальных марок техническими средствами фиксации и передачи информации о розничной продаже алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС); документ с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения, по перечню, утвержденному Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС не распечатывался.
По результатам осмотра уполномоченным должностным лицом Комитета составлен протокол осмотра от 25.06.2019 N 616пр и протокол об административном правонарушении от 17.07.2019 N 616/адм2, согласно которым действия ООО "Топ рост" квалифицированы по статье 14.19 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 25.07.2019 N 152 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде 150 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и сочли доказанным административным органом состава рассматриваемого правонарушения. Суды не установили существенных нарушений в рамках административной процедуры, а равно оснований для изменения (исключения) избранной Комитетом в отношении Общества меры административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В силу статьи 14.19 КоАП РФ противоправным признается нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Санкция указанной нормы права в отношении юридических лиц предусматривает наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При этом региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя, в том числе, лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (часть 1.2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 50-5) Правительство Санкт-Петербурга осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу части 2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
Согласно пунктам 3.51.3, 3.53 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1040 "О Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга", Комитет осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, составляет в пределах компетенции Комитета протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
Согласно пунктам 1,2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.04.2019 N 269 "О мерах по совершенствованию управления в сфере промышленной политики, инноваций и торговли в Санкт-Петербурге" Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга создан в результате реорганизации путем присоединения к нему Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.74.3 Положения о Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 482 "О Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга", к полномочиям данного Комитета относится также осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее- Закон N 59-ФЗ) установлено, что в случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Поскольку из обращения гр. Рябикина А.Д. от 10.06.2019 N ОБ-174-821/19-0-0 усматривались признаки административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом Комитета - главным специалистом отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета по указанному в обращении адресу в период с 25.06.2019 (с 23 час. 45 мин.) до 26.06.2019 (00 час. 25 мин.) осуществлен выезд на место и произведен осмотр торговых и складских помещений магазина ООО "Топ рост" по адресу места нахождения обособленного подразделения: Санкт-Петербург, Московский район, Пулковское шоссе, д. 36, корп. 4, литера А, помещение 1-Н, в ходе которого и зафиксирован факт осуществления Обществом розничной продажи алкогольной продукции с нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.
Таким образом, в целях контроля за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции проверка Общества проведена на основании пункта 2 статьи 9 Закона N 59-ФЗ, т.е. поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в рамках КоАП РФ явилось непосредственное обнаружение должностным лицом Комитета, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.19 КоАП РФ, при этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.
Таким образом, должностные лица Комитета уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.
Из изложенного следует, что указанная проверка проведена на основании предоставленных Комитету Законом N 171-ФЗ и КоАП РФ полномочий и не является внеплановой проверкой деятельности Общества в рамках Закона N 294-ФЗ.
Состав вмененного Обществу правонарушения констатированы судами в соответствии с представленными Комитетом доказательствами, приведенными нормативными требованиями учета оборота рассматриваемой продукции: пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ, пунктом 4, подпунктами 23 и 24 пункта 6, пунктом 16 Порядка и правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, а равно критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине Общества во вмененном ему правонарушении.
Довод Общества о не осуществлении деятельности в обособленном подразделении в период осмотра правомерно отклонен судами двух инстанции, суды при этом учли следующие обстоятельства.
Общество арендовало нежилое помещение общей площадью 60,4 кв.м., по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 36, корп. 4, литера А, помещение 1-Н, на основании договора субаренды от 15.11.2017 N 01/17-СПб, заключенного с Индивидуальным предпринимателем Алиевой Нарминой Нарман кызы. Право аренды Общества зарегистрировано в ЕГРН 05.02.2018 (номер регистрации 78:14:0007691:10014-78/034/2018-13).
Договор субаренды расторгнут сторонами на основании соглашения от 12.03.2019, однако государственная регистрация прекращения права аренды в нарушение пункта 2 статьи 651 и пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществлена лишь 03.07.2019 (номер регистрации 78:14:0007691:10014-78/034/2019-15), т.е после окончания проверки.
Общество 29.03.2019 обратилось в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - СПб ГКУ "МФЦ") с заявлением N 30431720 о переоформлении лицензии N 78РПА0008664 от 30.03.2018, бланк лицензии серия 78 АА N 0013698, сроком действия с 09.01.2019 до 30.03.2020, желая дополнить перечень мест нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности (далее - перечень). Указанное заявление не содержало просьбы исключить из перечня обособленное подразделение Общества, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Московский район, Пулковское шоссе, д. 36, корп. 4, литера А, помещение 1-Н. Соответствующее заявление N 31972620 Общество подало в СПб ГКУ "МФЦ" лишь 18.06.2019.
Заявление о переоформлении лицензии не было подано Обществом в установленный Законом N 171-ФЗ срок (пункты 13 и 14 статьи 19).
Суд округа также отмечает, что согласно приложенным к протоколу осмотра фотоматериалам от 25.06.2019 на стенде магазина размещена лицензия N 78РПА0008664 от 30.03.2018, выданная ООО "Топ рост" и иная информация, касающаяся данной организации, что опровергает утверждение Общества о вывозе всей продукции и имущества из данного магазина 12.03.2019.
Таким образом, на момент совершения административного правонарушения (25.06.2019) именно ООО "Топ рост" арендовало указанное помещение и осуществляло в нем хозяйственную деятельность.
Приведенным Обществом иным доказательствам (отчету сервиса Такском-Касса о последней смене 12.03.2019, отсутствии поставки алкогольной продукции после 12.03.2019 по сведениям ЕГАИС, о прекращении им выплаты арендных платежей с марта 2019 т.д.) суды дали подробную и надлежащую оценку с которой суд округа согласен, поскольку отсутствие данных операций не исключает факт продажи алкогольной продукции без выдачи кассового чека, оформления соответствующий документации через ЕГАИС.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно сочли, что в вышеуказанном магазине предпринимательская деятельность осуществлялась Обществом, а не как указывает заявитель неким индивидуальным предпринимателем.
Судами также проверено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе и соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Избранная Комитетом мера ответственности (штраф в назначен в минимальном размере) отвечает превентивным целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), требованиям статей 3.5, 4.1, 4.4, 4.5 КоАП РФ), принципам юридической ответственности.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А56-91662/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топ рост" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.