21 мая 2020 г. |
Дело N А21-5681/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 19.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мой Дом" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А21-5681/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мой дом", адрес: 236029, Калининград, Зеленая улица, дом 87-89, ОГРН 1053900209923, ИНН 3905071388 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 06.02.2019 N ЖК-2/250/ЖСА/18-12180/9.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы судами, равно как и Министерством, не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 10.07.2018 N 30-П.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, с целью проверки поступившего обращения жильца, проживающего в многоквартирного дома 30А по ул. Орудийная в г. Калининграде (далее - МКД) по вопросу правильности начисления платы за отопление за сентябрь - ноябрь 2018 года, Министерством был издан приказ от 25.12.2018 N 6703 о проведении внеплановой проверки предприятия.
В ходе проверки установлено, что МКД находятся в управлении Общества на основании договора от 27.03.2015 (далее - Договор).
Протоколом собрания собственников МКД от 01.03.2017 утверждено начисление платы за отопление путем распределения тепловой энергии между собственниками, у которых не установлены ИТПУ, с вычетом ресурса по индивидуальным приборам учета и ресурса на места общего пользования с последующим распределением между потребителями пропорционально размеру общей площади занимаемой квартиры от общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и тарифа на тепловую энергию (Vобщ - Vипу - Vмоп = V квартиры без ИПУ).
Придя к выводу, что решение данного протокола собрания собственников противоречит положениям и правилам расчета Правил N 354 Министерством оформлен акт от 06.02.2019 N ЖК-1/82/ЖСА/18-12180/9, в котором зафиксированы нарушения Обществом положений:
- п. 3 п. п. "б" "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110,
- п. 54, 42(1) Правил N 354.
Обществу выдано предписание от 06.02.2019 N ЖК-2/250/ЖСА/18-12180/9 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства, которым предписано произвести перерасчет платы за отопление (тепловую энергию) исходя из показаний общедомового прибора учета без учета индивидуальных приборов за сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года по МКД. Срок исполнения предписания 24.04.2019.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций проверили оспариваемый ненормативный акт на соответствие его положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354, и не установив оснований, предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Изучив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права. (п.2 ч.1 ст.287 АПК РФ).
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются нормами ЖК РФ, а также Правил N 354.
В соответствии с частью 4 статьи 154 и с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
Суды поддерживая предписание Инспекции исходили из того, что нарушения Обществом пункта 42 (1) Правил подтверждается материалами дела. При этом судами применена редакция абзаца третьего пункта 42(1) Правил N 354, согласно которой в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Между тем судами и Инспекцией при вынесении предписания не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 10.07.2018 N 30-П.
В указанном деле проверялась конституционность нормативных положений части 1 статьи 157 ЖК РФ, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил N 354 в рамках предмета, указанного в обращении собственника квартиры в многоквартирном доме, в котором все помещения на момент ввода дома в эксплуатацию были оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но к началу отопительного периода часть из них была демонтирована.
При этом, будучи не связанным основаниями и доводами, изложенными в обращении, Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце третьем пункта 4.3 постановления N 30-П указал, что нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Конституционный Суд установил порядок исполнения настоящего решения, согласно которому впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений расчет платы за отопление в указанном многоквартирном доме надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354.
Во исполнение названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 абзацы второй - седьмой пункта 42 (1) Правил N 354 изложены в новой редакции.
В отношении спорного периода (сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года) требование Инспекции произвести перерасчет в связи с нарушением Обществом пункта 42(1) Правил N 354, без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.07.2018 N 30-П, свидетельствует об отсутствии законных оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Вывод судов о том, что Постановление N 30-П не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора, является неверным. В данном случае игнорирование показаний индивидуального прибора учета препятствует достижению целей государственной политики по энергосбережению, а также ущемляет интересы законопослушного пользователя помещения, который оборудовал свое помещение индивидуальным прибором учета тепловой энергии в установленном порядке.
Поскольку при рассмотрении дела судами были установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления Общества.
При обращении с кассационной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. по платежному поручению от 20.02.2020 N 179. С учетом положений статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные подателем кассационной жалобы 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату ему из федерального бюджета. Оставшаяся сумма подлежит отнесению на Министерство в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А21-5681/2019 отменить.
Предписание Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 06.02.2019 N ЖК-2/250/ЖСА/18-12180/9 признать недействительным.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мой дом", адрес: 236029, город Калининград, улица Зеленая, дом 87-89, ОГРН 1053900209923, ИНН 3905071388, из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 20.02.2020 N 179.
Взыскать с Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мой дом", адрес: 236029, город Калининград, улица Зеленая, дом 87-89, ОГРН 1053900209923, ИНН 3905071388, 1500 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.