20 мая 2020 г. |
Дело N А05-6679/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А05-6679/2019,
установил:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (далее - МО "Няндомский муниципальный район") в лице администрации МО "Няндомский муниципальный район", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087, и муниципального образования "Няндомское" (далее - МО "Няндомское") в лице администрации МО "Няндомский муниципальный район", бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 1 926 764 руб. 35 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области (далее - КСП).
Решением суда первой инстанции от 31.10.2019 с МО "Няндомское" в лице администрации МО "Няндомский муниципальный район" за счет средств казны МО "Няндомское" в пользу Министерства взыскано 1 926 764 руб. 35 коп. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению. В иске к МО "Няндомский муниципальный район" в лице администрации МО "Няндомский муниципальный район" отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.01.2020 решение от 31.10.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация МО "Няндомский муниципальный район", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 31.10.2019 и постановление от 30.01.2020 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, принятые судами во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А05-1445/2018, не могут иметь преюдициального значения, поскольку обстоятельства, связанные с наличием причинно-следственной связи между действиями ответчика и размером ущерба при разрешении указанного дела, рассмотренного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не устанавливался. Как указывает податель жалобы, граждане Колчина Н.В. и Чолабов А.А. проживали по адресу расселяемых аварийных помещений как на момент признания жилья аварийным, так и на момент включения их в Программу переселения, в связи с чем бюджетные средства, потраченные на приобретение указанным гражданам новых жилых помещений, были использованы по целевому назначению.
В отзывах на кассационную жалобу КСП и Министерство просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Министерство до начала судебного заседания заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы (далее - Программа переселения), которая реализуется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ). Согласно указанной Программе государственным заказчиком является Министерство.
Министерство и МО "Няндомский муниципальный район", руководствуясь Законом N 185-ФЗ и договором от 28.10.2008 N 72-3С о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и Архангельской областью, заключили договор от 29.07.2013 N 10ФП-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства (далее - договор N 10ФП-13).
Согласно пункту 2.3.1 договора N 10ФП-13 муниципальный район обязался распределять и перечислять муниципальным образованиям муниципального района, претендующим в соответствии с заявкой Архангельской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета, средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда, и средства, предусмотренные в областном бюджете на долевое финансирование по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных средств из областного бюджета.
Во исполнение условий договора N 10ФП-13 сторонами заключены дополнительные соглашения N 1 - N 5.
Дополнительным соглашением от 29.07.2013 N 1 определен порядок взаимодействия сторон в целях исполнения решения правления Фонда о рассмотрении заявки Архангельской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в рамках финансирования мероприятий по Программе переселения, участником которой, в частности является МО "Няндомское".
Кроме того, между Министерством и МО "Няндомское" 29.07.2013 заключен договор N 10ФП-1-13 (далее - договор N 10ФП-1-13), которым установлены права и обязанности сторон при реализации положений Закона N 185-ФЗ, а также при расходовании средств, предоставленных из областного бюджета на реализацию утвержденных в установленном порядке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В соответствии с условиями договора N 10ФП-1-13 поселение обязалось обеспечить в пределах своей компетенции использование финансовой поддержки, предоставленной на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; обеспечить реализацию мероприятий (этапов программы) на территории муниципального образования района в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ; принимать меры для обеспечения достижения целевых показателей реализации региональной адресной программы на территории района в сроки, установленные договором; обеспечить выполнение плана мероприятий по переселению.
Администрация района 25.09.2013 заключила с МО "Няндомское" соглашение о предоставлении субсидии на долевое финансирование региональной (муниципальной) адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на основании которого муниципальный район перечислял средства финансовой поддержки, полученные от Министерства, в бюджет указанного МО.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что до 2016 года реализацию мероприятий программы осуществляла администрация МО "Няндомское". В связи с ликвидацией администрации МО "Няндомское" с 2016 года обязанность по выполнению программы возложена на администрацию МО "Няндомский муниципальный район", которая согласно статье 36.1 Устава исполняет полномочия администрации МО "Няндомское".
На основании плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности КСП на 2017 год и распоряжения председателя КСП от 11.01.2017 N 1-р в связи с обращением правоохранительных органов КСП проведена проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий, утвержденных в составе адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Архангельской области на 2013 - 2017 годы" и государственных программ Архангельской области "Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2020 годы)", "Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области (2014 - 2017 годы)".
В рамках указанного контрольного мероприятия проведена проверка обоснованности, целевого и эффективного использования средств Фонда и средств долевого финансирования, направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, выделенных МО "Няндомский муниципальный район", за 2013 - 2016 годы, по итогам которой составлен акт от 01.02.2017 (том 1 л.д. 105-117) и вынесено представление от 29.12.2017 N 01-02/1122 (далее - Представление; том 1 л.д. 123-124).
Согласно Представлению в ходе реализации Программы переселения допущены нарушения бюджетного и иного законодательства, регулирующие расходование средств в рамках Программы, в том числе нецелевое расходование средств.
На основании данного Представления КСП 19.01.2018 вынесло уведомление N 01-02/73, в котором сообщило администрации МО "Няндомский муниципальный район" о применении в отношении МО "Няндомское" бюджетных мер принуждения в соответствии с пунктом 2 статьи 268.1 и пункта 5 статьи 306.2 БК РФ за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств на непредусмотренные цели.
В соответствии с письмом КСП от 24.01.2018 N 01-02/92 на Министерство, как главного распорядителя бюджетных средств, возложена обязанность по рассмотрению информации о выявленных нарушениях с принятием мер по устранению выявленных недостатков и возмещению в областной бюджет средств, использованных с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Министерством в адрес главы МО "Няндомский муниципальный район" выставлено требование от 02.02.2018 N 203/09-08/747 о возврате в областной бюджет средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 6 880 343 руб. 10 коп., из которых 2 662 489 руб. 48 коп. составили средства Фонда, 4 217 853 руб. 62 коп. - средства областного бюджета.
Не согласившись с данными Представлением и уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от 19.01.2018 N 01-02/73, администрация МО "Няндомский муниципальный район" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.06.2018 по делу N А05-1445/2018 оспариваемое Представление признано недействительным в части нарушений и недостатков, указанных в пунктах 2, 4, 5, 7, 8 описательно-мотивировочной части Представления, а также в части возложения на заявителя в пунктах 2, 4, 5 итоговой части Представления обязанности устранить эти недостатки и нарушения; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. Также суд отказал в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным уведомления КСП о применении бюджетных мер принуждения от 19.01.2018 N 01-02/73.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2019, решение от 26.06.2018 отменено в части признания недействительным Представления в отношении нарушений и недостатков, указанных в пункте 7 описательно-мотивировочной части этого Представления, а также в части возложения на заявителя в пунктах итоговой части Представления обязанности устранить эти недостатки и нарушения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2019 администрации МО "Няндомский муниципальный район" и КСП отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, пункт 6 Представления, в котором КСП указывало на нецелевое использование муниципальным образованием 1 926 764 руб. 35 коп. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению в связи с предоставлением жилых помещений гражданам Колчиной Н.В. и Чолабову А.А., признан судами не противоречащим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
С учетом результатов рассмотрения дела N А05-1445/2018, а также неисполнения администрацией требования от 02.02.2018 N 203/09-08/747 о возврате бюджетных средств, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования подлежащими удовлетворению и взыскали с МО "Няндомское" в лице администрации МО "Няндомский муниципальный район" за счет средств казны МО "Няндомское" в пользу Министерства 1 926 764 руб. 35 коп. бюджетных средств, использванных не по целевому назначению.
В отношении соответчика - МО "Няндомский муниципальный район" в лице администрации МО "Няндомский муниципальный район" в удовлетворении иска отказано. В этой части принятые по делу судебные акты в кассационном порядке не обжалованы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, правоотношения между участниками бюджетного процесса, связанные с нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации и со взысканием бюджетных средств, использованных получателем бюджетных средств не по целевому назначению, производится на основании норм бюджетного законодательства, а не на основании общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих условия и порядок взыскания убытков.
Вступившим в законную силу постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 по делу N А05-1445/2018, в котором участвовали те же лица, установлены обстоятельства нецелевого использования бюджетных средств в сумме 1 926 764 руб. 35 коп. при предоставлении гражданам Колчиной Н.В. и Чолабову А.А., жилых помещений в новом доме 3в по ул. Морозова в г. Няндома, поскольку указанные граждане на момент расселения аварийного дома по адресу: г. Няндома, ул. Морозова, д. 3, не проживали, не являлись нанимателями или членами семьи нанимателя в этом аварийном доме, включенном в Программу переселения.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ эти обстоятельства не подлежали доказыванию вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела.
В этой связи суды, руководствуясь статьей 306.4 БК РФ обоснованно взыскали указанную сумму бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, с надлежащего ответчика по делу.
Доводы жалобы администрации МО "Няндомский муниципальный район" выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального и процессуального права.
Учитывая, что исследование доказательственной стороны спора относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, а дело рассмотрено судами полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке суд кассационной инстанции не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А05-6679/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.