20 мая 2020 г. |
Дело N А26-7008/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 19.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А26-7008/2019,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6, ОГРН 1021000528493, ИНН 1001040512, (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29А, ОГРН 1061001040980, ИНН 1001015139, (далее - ТО Росздравнадзора по РК), о признании незаконным и отмене предписания от 10.06.2019 N 40.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2019 предписание Росздравнадзора от 10.06.2019 N 40 признано недействительным в части обязания устранения Министерством нарушений при выдаче лицензий на медицинскую деятельность при отсутствии в лицензионных делах у соискателя лицензии копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; отсутствие документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинского оборудования - лампы щелевой (модель) SL-203, как не соответствующее в этой части Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (алее - Закона N 99-ФЗ). Обязал ТО Росздравнадзора по РК устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства в удовлетворенной части заявленных требований. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Постановлением от 21.01.2020 апелляционный суд оставил решение суда от 18.10.2019 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и признать оспариваемое предписание недействительным полностью. По мнению подателя жалобы судами не рассмотрен спор в части нарушения, связанного с предоставлением лицензии на медицинскую деятельность от 09.04.2019 N 10-01-024/19 - ООО "КМЦ"; судами не правильно применены положения пунктов 4, 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291) при проверке нарушений, связанных с переоформлением лицензий на медицинскую деятельность от 15.03.2019 N 10-01-021/19 ГБУ3 "Межрайонная больница N 1", от 28.02.2019 N 10-01-017/19 ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ" и от 11.02.2019 N 10-01-010/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1".
В отзыве на кассационную жалобу ТО Росздравнадзора по РК возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов в данной части.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, комиссией ТО Росздравнадзора по РК на основании приказа 28.05.2019 N 79-пр "О проведении внеплановой выездной проверки" в период с 04.06.2019 по 10.06.2019 проведена внеплановая выездная проверка Министерства. Проверка проведена в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья.
По результатам проверки о выявленных нарушениях составлен акт от 10.06.2019 N 77, на который Министерством поданы возражения.
В адрес Министерства выдано Предписание от 10.06.2019 N 40, с которым не согласился заявитель и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признал неправомерным требования оспариваемого предписания в части обязания устранения Министерством нарушений при выдаче лицензий на медицинскую деятельность при отсутствии в лицензионных делах у соискателя лицензии копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; отсутствие документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинского оборудования - лампы щелевой (модель) SL-203, как не соответствующее в этой части Закону N 99-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции указал на обозрение подлинников спорных лицензионных дел, отсутствие в них трудовых договоров работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности. Применив к данным обстоятельствам положения пункта 4 Положения N 291 суд первой инстанции счел оспариваемое предписание в указанной части законным и обоснованным.
Поддерживая решение суда первой инстанции и предписание ТО Росздравнадзора по РК апелляционный суд в отношении данного эпизода сослался на положения 4, 7 и 8 Положения 291, и указал на то, что в нарушение части 9 статьи 18 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в делах о переоформлении лицензии на медицинскую деятельность от 15.03.2019 N 10-01-021/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1"; от 28.02.2019 N 10-01-017/19 ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ"; от 11.02.2019 N 10-01-010/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1", не представлены копии документов, подтверждающие наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.2 ч.1 ст.287 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук).
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 (далее - Положение N 323), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Согласно части 1 статьи 86 Закона N 323-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны здоровья, в случае выявления нарушений законодательства в сфере охраны здоровья выдают обязательные для исполнения предписания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 N 1152 утверждено Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, в силу пункта 18 которого решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Законом N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и предъявляемые к ним требования определены Положением N 291.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 291 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные "б" - "д", "ж" и "з" пункта 7 настоящего Положения сведения (документы), где:
б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях);
в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
г) сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
д) сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
ж) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
з) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте "е" пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и (или) квалификации, либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
В пункте 4 Положения N 291 закреплены лицензионными требования, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая пункт "е" - наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Из буквального толкования подпункта "е" пункта 4, подпункта "з" пункта 7 и пункта 8 Положения N 291 к заявлению о выдаче лицензии, к заявлению о переоформлении лицензии прилагаются документы, подтверждающие наличие у работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) соответствующего профессионального образования и (или) квалификации, либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Вывод судов о необходимости предоставления с заявлением копии документов, подтверждающих наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) не соответствует требованиям пунктов 7 и 8 Положения N 291.
При этом судами оспариваемое предписание не было проверено в отношении нарушений Министерства при переоформлении лицензии на медицинскую деятельность от 15.03.2019 N 10-01-021/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1"; от 28.02.2019 N 10-01-017/19 ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ" и от 11.02.2019 N 10-01-010/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" в части соблюдения подпункта "е" пункта 4, подпункта "з" пункта 7 и пункта 8 Положения N 291 с учетом фактического содержания данных нормативных положений.
Также суд кассационной инстанции находит обоснованной кассационную жалобу в части довода о не рассмотрении заявления по настоящему делу в отношении нарушения Министерства при предоставлении лицензии на медицинскую деятельность ООО "КМЦ", зафиксированного в акте проверки от 10.06.2019 N 77, о непредставлении сертификата специалиста, а также удостоверения о повышении квалификации работника, осуществляющего техническое обслуживание медицинских изделий.
Судебные акты не содержат ни установленных обстоятельств, ни выводов относительно указанных нарушений.
При таких обстоятельствах в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ принятые судебными инстанциями по данному делу решение и постановление в обжалуемой части подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон и представленным сторонами доказательствам, установить имеющие значение обстоятельства и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А26-7008/2019 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Дело в данной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.