22 мая 2020 г. |
Дело N А21-11104/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 19.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А21-11104/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7", адрес: Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д.1, ОГРН 1143926018510, ИНН 3906325878 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными предписаний Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 24.06.2019 N ЖК-2/1551/2/КАС/81-о, от 19.02.2019 N ЖК-2/362/КАС/81-о.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле судом привлечены МП "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (далее - Предприятие) и общество с ограниченной ответственностью "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" (далее - ООО "РИВЦ "Симплекс").
Решением суда первой инстанции от 29.10.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционный суд постановлением от 04.02.2020 решение отменил; предписания Министерства от 24.06.2019 N ЖК-2/1551/2/КАС/81-о, от 19.02.2019 N ЖК-2/362/КАС/81-о признал недействительными; взыскал с Министерства в пользу Общества судебные расходы по оплате госпошлины в размере 7 500 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда. По мнению подателя жалобы судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям неправильно применены положения пунктов 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). При этом апелляционной инстанцией не учтено, что одним из оснований отказа судом первой инстанции в удовлетворении заявления послужил пропуск Обществом срока обжалования.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и ООО "РИВЦ "Симплекс" возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, с целью проверки доводов обращения заявителя, проживающего в многоквартирном доме 2-8 по ул. Вагнера в г. Калининграде (далее - МКД) по вопросу правильности выставления платы за отопление за период с октября 2016 года по декабрь 2018 года, по вопросу ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, а также а целях проверки в части ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии в указанном МКД, Министерством были изданы приказы от 24.01.2019 N ЖК - 267/пр, от 24.01.2019 N ЖК - 265/пр о проведении внеплановой документарной проверки Общества.
По результатам проведенных Министерством проверок, оформлены акты от 19.02.2019 N ЖК-1/267/КАС/81-о, от 24.06.2019 N ЖК-1/2895/КАС/81-о.
Общество в качестве управляющей организации осуществляет управление МКД, является исполнителем коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по отоплению. МКД оборудован централизованной системой отопления. В МКД с 01.09.2016 установлен ОДПУ. С 21.11.2017 ОДПУ введен в эксплуатацию. С 21.04.2018 ОДПУ тепловой энергии выведен из эксплуатации из-за неисправности блока питания. С 01.05.2018 начисление платы за услугу отопление производилось исходя их нормативного потребления коммунального ресурса.
В соответствии с актом проверки от 19.02.2019 N ЖК-1/267/КАС/81-о зафиксированы нарушения Обществом положений:
- ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
- подп. "б" п. 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110);
- п. 4 пп. "ж" "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416);
- п. 59(1) Правил N 354.
Обществу выдано предписание от 19.02.2019 N ЖК-2/362/КАС/81-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований. Обществу предписывалось произвести перерасчет размера платы за отопление всем собственникам/нанимателям МКД за период с октября по декабрь 2018 года в порядке предусмотренном п. 59(1) Правил N 354, исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления коммунального ресурса. Срок исполнения предписания 17.05.2019.
В соответствии с актом проверки от 24.06.2019 N ЖК-1/2895/КАС/81-о зафиксированы нарушения Обществом положений: ч. 2 ст. 193 ЖК РФ; подп. "б" п. 3 Положения N 1110; п. 4 пп. "ж" Правил N 416 и п. 59(1) Правил N 354.
Обществу выдано предписание от 24.06.2019 N ЖК-2/1551/2/КАС/81 - о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Обществу предписывалось произвести перерасчет размера платы за отопление всем собственникам/нанимателям МКД за период с октября по декабрь 2018 года в порядке, предусмотренном п. 59(1) Правил N 354, исходя из ежемесячного за отопительный период объема потребления коммунального ресурса. Срок исполнения предписания 30.08.2019.
Не согласившись с данными предписаниями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В качестве самостоятельного основания отказа в удовлетворении заявления в части признании недействительным предписания от 19.02.2019 N ЖК-2/362/КАС/81-о, арбитражный суд указал на пропуск Обществом установленного законом срока в отсутствие ходатайства о его восстановлении.
Апелляционный суд повторно рассмотрев дело установил, что в силу заключенного между Обществом и Предприятием договором теплоснабжения от 23.12.2016 N 1468/Д, а также заключенного с третьими лицами Соглашения от 23.12.2016 Общество фактически лишено возможности устранить нарушения, выявленные оспариваемым актом. При этом приняв позицию ООО "РИВЦ "Симплекс" о правильности расчетов платы за отопление за период с октября по декабрь 2018 года, суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 29.10.2019 и удовлетворил заявление в полном объеме.
Изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В части 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 Правил N 354, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59(1) предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном пунктом 42(1) Правил N 354 (пункт 60(1) Правил N 354).
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.20106 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил N 354 предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил устанавливает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления (в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) Правил N 354).
Из изложенных выше положений ЖК РФ и Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Таким образом, вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. При этом начисление платы за названную коммунальную услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению "равномерно в течение календарного года".
Аналогичный вывод сделан в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2020 N АПЛ19-555.
Постановлением Правительства Калининградской области от 26.09.2016 N 451 установлен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории Калининградской области, - в течение отопительного периода.
На территории городского округа "Город Калининград" отопительный сезон 2018-2019 начат 15.10.2018 в соответствии с постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 11.10.2018 N 1006.
Таким образом, Инспекция и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что за октябрь-декабрь 2018 коммерческий учет тепловой энергии в МКД должен осуществляться расчетным методом в соответствии с положениями п.59(1) Правил N 354 исходя из среднемесячных показаний ОДПУ за предшествующие периоды штатной работы.
Вывод апелляционной инстанции о том, что поскольку октябрь является шестым по счету месяцем после выхода ОДПУ из эксплуатации, начисление платы за отопление жильцам МКД правомерно осуществлялось исходя из нормативного потребления коммунального ресурса является ошибочным.
Установленные апелляционным судом обстоятельства связанные с гражданско-правовыми отношениями Общества не свидетельствуют о неверном выборе Инспекцией субъекта воздействия и неисполнимости предписаний.
Общество осуществляет управление МКД, является исполнителем услуги по отоплению, в связи с этим именно в его адрес Инспекцией правомерно вынесены предписания.
Кроме того у апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в части предписания от 19.02.2019, поскольку Обществом пропущен срок на обжалование в отсутствие ходатайства об его восстановлении.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Обществом срока для обращения в суд с требованием, предусмотренным главой 24 АПК РФ в части оспаривания предписания от 19.02.2019, на что указал в судебном акте, как на самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявления.
Аналогичный подход поддерживается и судебной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10, от 06.11.2007 N 8673/07, от 31.10.2006 N 8837/06, от 10.10.2006 N 7830/06 и от 19.04.2006 N 16228/05).
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции по результатам проверки законности постановления от 04.02.2020 пришел к выводу о том, что у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 29.10.2019 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А21-11104/2019 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2019 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.