21 мая 2020 г. |
Дело N А44-7314/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А44-7314/2019,
установил:
государственное областное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области", адрес: 173000, Великий Новгород, Славная ул., д. 55, ОГРН 1025300785070, ИНН 5321047240 (далее - ГОКУ "Новгородавтодор", Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553 (далее - УФАС, Управление) от 29.07.2019 N 053/06/67-332/2019 и выданного на основании этого решения предписания УФАС от 29.07.2019.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию губернатора Новгородской области и его аукционную комиссию, адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1 каб. 350 (далее - Администрация), акционерное общество "Электронные торговые системы", адрес: 123112, Москва, Тестовская ул,, д. 10, ОГРН 1087746762597, ИНН 7703668940 (далее - АО "ЭТС"), общество с ограниченной ответственностью "СитиКом", адрес: 173018, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Григорово, Центральная ул., д.18, кВ. 76, ОГРН 1085321008772, ИНН 5310015172 (далее - ООО "СитиКом", Общество), общество с ограниченной ответственностью "ТрэкСервис", адрес: 173008, Великий Новрогод, Большая Санкт-Петербургская ул., д.130, оф. 3-40-41-42, ОГРН 1165321058077, ИНН 5321185962 (далее - ООО "ТрэкСервис").
Решением суда от 16.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2019, Учреждению отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Учреждение настаивает на том, что аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями аукционной документации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон) и ООО "СитиКом" правомерно отказано в участии в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, поскольку при подаче первых частей заявок данный участник представил таблицу, которая не соответствовала диапазону значений показателя товара, установленных заказчиком. Общество не согласно с выводом УФАС и судов о том, что представленная таблица показателей товара в заявке на участие в электронном аукционе не может служить основанием для признания указанных в ней сведений недостоверными, поскольку они являются конкретными и не допускают двусмысленного толкования и, как следствие, не противоречат положениям аукционной документации.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС и ООО "СитиКом" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 27.06.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Администрацией (уполномоченный орган) размещено извещение N 0150200003919000628 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения в Новгородском муниципальном районе Новгородской области на период 2019-2021 г.г. Заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 18.07.2019, при рассмотрении первых частей заявок ООО "СитиКом" отказано в допуске к участию в аукционе в связи с представлением недостоверной информации.
На действия аукционной комиссии в УФАС 22.07.2019 от ООО "СитиКом" поступила жалоба N 5124 о признании результата аукциона недействительным.
По результатам рассмотрения жалобы в рамках внеплановой проверки (в порядке пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ) Управлением принято решение от 29.07.2019 N 053/06/67-332/2019, согласно которому жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); аукционная комиссия уполномоченного органа (Администрация) признана нарушившей пункт 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ (пункт 2); решено выдать заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии уполномоченного органа (пункт 4).
Согласно предписанию УФАС от 29.07.2019 уполномоченному органу (Администрации) предписано отменить все протоколы и повторно провести процедуру рассмотрения заявок, заказчику (Учреждению) - назначить новые даты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и проведения электронного аукциона.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у антимонопольного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона).
Согласно части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно части 4 статьи 67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации о таком аукционе.
По настоящему делу УФАС и суды указали на следующие значимые требования аукционной документации.
Приложением 7 к документации установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ (далее - требования).
В позиции 2 Требований "Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ)" по показателю "координаты цветности х, у (в области координат угловых точек цветовых областей по цветам (по ГОСТ 32945-2014)" установлены значения x, y для белого, красного, оранжевого и синего цветов в виде диапазонов:
"X" (белый) - нижняя граница диапазона "0,295", верхняя - "0,335";
"Y" (белый) - нижняя граница диапазона "0,315", верхняя - "0,355";
"X" (красный) - нижняя граница диапазона "0,610", верхняя - "0,735";
"Y" (красный) - нижняя граница диапазона "0,250", верхняя - "0,340";
"X" (оранжевый) - нижняя граница диапазона "0,506", верхняя - "0,610";
"" (оранжевый) - нижняяя граница диапазона "0,375", верхняя - "0,429";
"X" (синий) - нижняя граница диапазона "0,130", верхняя - "0,160";
"Y" (синий) - нижняя граница диапазона "0,090", верхняя - "0,140".
При этом в инструкции (указанной после приведенной таблицы требований) отражено, что при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должен превышать максимальное значение, установленное в столбце 9 (пункт 3).
Согласно пунктам 8 и 9 той же инструкции каждое значение характеристики товара должно быть конкретным и иметь принадлежность к одному сорту или наименованию товара (указание показателей (характеристик) имеющих принадлежность к нескольким вариантам сортов или наименований товара будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией). Все варианты показателей (характеристик) товара планируемого к использованию при производстве работ не должны вызывать двусмысленного трактования и в соответствии с требованиями установленными заказчиком, являются - конкретными, диапазонными, одним из вариантов предложенным заказчиком или значением которое не может изменяться.
Кроме того, установлено требование о соответствии товара ГОСТ 32945-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования, введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 991-ст (далее - ГОСТ 32945-2014), которым предусмотрено, что координаты цветности x и y точек пересечения граничных линий цветовых областей световозвращающего материала I б класса, II а класса с высокой цветоустойчивостью, II б класса и световозвращающего материала III класса должны находиться в пределах, указанных в таблице 9.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 18.07.2019, заявка ООО "СитиКом" отклонена аукционной комиссией на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона в связи с ее несоответствием положениям пункта 10.2 документации об аукционе. При этом в качестве основания для отклонения указано следующее: в заявке представлена недостоверная информация по показателям товаров, установленным документацией об аукционе в приложении N 6, а именно по пункту 2 "Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ" к показателю "координаты цветности x, y (в области координат угловых точек цветовых областей по цветам (по ГОСТ 32945-2014)" участником представлена таблица с указанием координат точек x и y.
Тогда как в соответствии с пунктом 3 инструкции по заполнению приложения N 7 при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и 9 (которые определяются диапазоном), участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который должен быть не ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и недолжно превышать максимальное значение, установленное в столбце 9.
Исходя из изложенного, заказчика не устроило оформление значений показателей (характеристик) для которых предусмотрен тот или иной диапазон в виде таблицы с координатами цветности по цветам.
Между тем, антимонопольный орган в своем решении зафиксировал, а суды удостоверились в том, что в данной таблице для каждого цвета определены координаты цветности для угловых точек и даны координаты x и y четырех угловых точек пересечения граничных линий цветовых областей, а представленные ООО "СитиКом" в заявке сведения о координатах цветности х и у для каждого из цветов полностью соответствуют таблице 9 ГОСТ 32945-2014 и входят в диапазон значений данного показателя, установленный в требованиях документации об аукционе.
Таким образом, представление ООО "СитиКом" в составе первой части заявки показателя по позиции 2 в виде таблицы с координатами цветности по цветам, а не в виде диапазона значений как это указано в документации, не является основанием для признания указанных сведений недостоверными, поскольку они не допускают двусмысленного трактования, соответствуют ГОСТ 32945-2014, действие которого распространяется в отношении данного товара, позволяют отнести его к одному сорту (классу-Iб) и наименованию товара, а следовательно, не противоречат положениям документации об аукционе.
При таких обстоятельствах у аукционной комиссии отсутствовали предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ основания для отказа в допуске к участию в аукционе ООО "СитиКом".
Оспариваемые решение и предписание Управления отвечают целям и задачам антимонопольного контроля процедуры торгов, критериям законности, обоснованности и исполнимости, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере. Предписание содержит меры, соразмерные допущенным нарушениям, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов ООО "СитиКом".
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы судов, влияли бы на законность и обоснованность судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие Учреждения с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А44-7314/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.