21 мая 2020 г. |
Дело N А21-14922/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 14.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михаеляна Амазаспа Бабкеновича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А21-14922/2018,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Михаелян Амазасп Бабкенович, ОГРНИП 304391611700064, ИНН 392201401756 (далее - глава КФХ), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Правительству Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665 (далее - Правительство), и Министерству финансов Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900779814, ИНН 3905014118 (далее - Министерство), о взыскании 1 896 539 руб. ущерба (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1033901817070, ИНН 3904055009 (далее - Минсельхоз), Администрация муниципального образования "Полесский городской округ", адрес: 238630, Калининградская обл., Полесский р-н, г. Полесск, Калининградская ул., д. 38, ОГРН 1023902273130, ИНН 3922001623 (далее - Администрация), государственное бюджетное учреждение ветеринарии Калининградской области "Областная станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 238311, Калининградская обл., Гурьевский р-н, п. Большое Исаково, Советская ул., д. 10, ОГРН 1023902297682, ИНН 3917000448 (далее - Учреждение), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области, адрес: 236023, Калининград, Советский пр., д. 188 В, ОГРН 1053900022219, ИНН 3904064765.
Решением суда первой инстанции от 11.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2019, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе глава КФХ просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, формально созданная 17.07.2018 комиссия не отменяет того обстоятельства, что должностные лица уполномоченных органов с 07.07.2018 находились в хозяйстве истца и контролировали его деятельность, тем не менее, дождались естественной гибели всего поголовья свиней от голода, от составления актов об отчуждении животных уклонились, что свидетельствует о грубом злоупотреблении правом и привело к возникновению у истца материального ущерба в виде утраты поголовья свиней, а также инвентаря для обслуживания и содержания стада свиней. Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что цена продажи 1 кг свинины не может составлять 200 руб., считает неприменимой цену 95 руб., установленную органами статистики. Кроме того, указывает, что действующее законодательство не содержит требований к процессу учета свиней, их идентификации и измерительным приборам.
Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ. Ходатайство Правительства о проведении настоящего судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи, направленное 13.05.2020 в 13 час. 29 мин., ввиду отсутствия технической возможности отклонено.
В отзывах на кассационную жалобу Учреждение, Минсельхоз и Администрация просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, производственными участками разведения и выращивания свинопоголовья является личное подсобное хозяйство Михаеляна А.Б., расположенное по адресу: Калининградская область, Полесский район, пос. Ильичево, Лесная ул., д. 31.
На основании обращения Михаеляна А.Б. о том, что в его хозяйстве пал хряк в возрасте 2,5 года, специалисты Учреждения выехали в данное хозяйство, где произвели вскрытие павшего животного, отбор проб патологического материала и уничтожение трупа, о чем был составлен акт от 07.07.2018.
В результате проведенной экспертизы отобранного патологического материала обнаружен геном вируса африканской чумы свиней (далее - АЧС).
Губернатором Калининградской области 11.07.2018 издан указ N 95 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калининградской области" (далее - Указ от 11.07.2018), которым установлены ограничительные мероприятия (карантин) по АЧС на территории Калининградской области в эпизоотическом очаге в личном подсобном хозяйстве (далее - ЛПХ) гражданина Михаеляна А.Б., согласно утвержденному плану изъятие всех свиней и продуктов убоя в соответствии с Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310), в эпизоотическом очаге должно быть проведено в срок до 10.08.2018.
Актом эпизоотологического обследования от 7-11.07.2018, составленным уполномоченными представителями Учреждения, зафиксировано, что по состоянию на 07.07.2018 в хозяйстве Михаеляна А.Б. имелось 103 головы свиней разных возрастов. Этим же актом были выявлены нарушения ветеринарно-санитарных требований по соблюдению работы в режиме хозяйства.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в период с 07.07.2018 по 23.07.2018 согласно актам Учреждения были уничтожены путем сжигания трупы умерших свиней в количестве 103 голов. Сжигание производилось на территории хозяйства в присутствии Михаеляна А.Б.
На момент прибытия специальной комиссии по отчуждению животных и изъятию продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных 01.08.2018 в хозяйстве Михаеляна А.Б. отсутствовали живые свиньи, в отношении которых могла бы быть получена компенсация.
Актом от 01.08.2018 N 3 в наличии у Михаеляна А.Б. зафиксировано 17,3 кг продуктов животноводства.
Михаелян А.Б. 14.08.2018 обратился в Минсельхоз и Учреждение с просьбой дачи разъяснений о порядке выплаты компенсации за умерших животных. Ответами от 11.09.2018 и от 12.09.2018 указанные уполномоченные лица проинформировали Михаеляна А.Б. о том, что нарушений в действиях государственных органов по ликвидации эпизоотического очага АЧС в хозяйстве заявителя не установлено, оснований для выплаты компенсации Михаеляну А.Б. не имеется, поскольку изъятие животных специальной комиссией не производилось.
В иске Михаелян А.Б. ссылается на возникновение ущерба на общую сумму 1 896 539 руб., в том числе 1 337 375 руб. - стоимость погибших животных, рассчитанную из произведения живого веса свиней (7389 кг.), определенного путем взвешивания животных Михаеляном А.Б., на основании акта от 30.06.2018, и средней рыночной стоимости свинины, продаваемой Михаеляном А.Б. до введения карантина (200 руб. за кг), а также 559 164 руб. - стоимость восстановления уничтоженных полов внутри сарая, где содержались свиньи, согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Бюро судебных экспертиз".
Суды двух инстанций, оценив доказательства по делу и доводы участников спора, пришли к выводу о недоказанности совокупности условий для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ, части 1 статьи 65 АПК РФ по настоящему делу истец должен доказать наступление вреда (убытков), их размер, противоправность действий (бездействия) государственного органа и юридически значимую причинно-следственную связь между этими фактами.
Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков (статья 1083 ГК РФ).
При взыскании убытков истец должен быть поставлен в то положение, в котором он находился бы при обычном стечении обстоятельств и законопослушном поведении.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 17 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
АЧС - контагиозная вирусная болезнь, характеризующаяся сверхострым, острым, реже хроническим течением и большой летальностью. Болеют домашние и дикие свиньи независимо от возраста и породы.
Согласно Перечню заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 N 476, АЧС относится к особо опасным болезням животных.
Указом от 11.07.2018 придомовая территория ЛПХ Михаеляна А.Б. определена как граница эпизоотического очага, к границам первой угрожаемой зоны, в том числе, отнесен "Полесский городской округ" Калининградской области. Приложением к названному Указу является план мероприятий по ликвидации АЧС в эпизоотическом очаге, расположенном на территории муниципального образования "Полесский городской округ" Калининградской области, и предотвращения возбудителя болезни, согласно которому отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства в ЛПХ Михаеляна А.Б. должно быть произведено до 10.08.2018.
Специальная комиссия по проведению отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства выехала 01.08.2018 в ЛПХ Михаеляна А.Б. для проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства. Однако на момент выезда специальной комиссии животные, подлежащие отчуждению, в ЛПХ Михаеляна А.Б. отсутствовали в связи с их падежом, о чем составлен соответствующий акт. Специальной комиссией на момент выезда в ЛПХ Михаеляна А.Б. было произведено отчуждение продуктов животноводства в общей массе 17,3 кг, что зафиксировано в акте отчуждения и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 01.08.2018 (далее - акт от 01.08.2018).
В силу частей 1-3 статьи 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
Согласно пунктам 4.4, 4.4.2, 5.1 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21.11.1980 (раздел 4 "Мероприятия по ликвидации африканской чумы свиней"), изъятия свиней и продуктов животноводства при проведении мероприятий в эпизоотическом очаге и инфицированном объекте не предусмотрено; предусмотрено уничтожение бескровным методом всех находящихся в эпизоотическом очаге свиней.
Согласно порядку организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Калининградской области возмещение ущерба лицам - владельцам отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства носит заявительный характер. Между тем, за компенсацией ущерба, понесенного в результате изъятия продуктов животноводства, в установленном законодательством порядке Михаелян А.Б. не обращался.
Правила N 310 предусматривают, что отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства осуществляется с обязательным вынесением соответствующего решения уполномоченного органа и составлением акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства (пункты 7 и 8). Именно указанные документы являются необходимым основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства (пункт 10).
Таким образом, публичный субъект, в том числе в целях поддержки лиц, осуществляющих животноводство, в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств (эпизоотии), принял на себя обязательство по компенсации собственникам изъятых у них животных и продуктов животноводства, определив конкретные основания и порядок предоставления такой компенсации.
К указанным основаниям отнесено наличие необходимых документов - копии решения уполномоченного органа и акта об отчуждении животных и продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Указанная позиция подтверждена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 N 1489-О.
Суды установили, что изъятия животных у Михаеляна А.Б. произведено не было по причине их падежа в связи с АЧС. При этом в спорном случае ЛПХ истца явилось очагом эпизоотии и находящиеся в нем животные подлежали уничтожению, а не передаче (изъятию) в превентивных целях за определенную государственную компенсацию для определения дальнейшей судьбы.
Довод истца о том, что специалисты Учреждения, присутствовавшие при уничтожении трупов павших свиней, могли единолично составлять акты об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства по установленной форме, отклонен судами, поскольку такой акт составляется специальной межведомственной комиссией.
Вопреки доводам кассационной жалобы, законодательством не предусмотрена обязанность выплаты собственникам животных при возникновении на их территории очага АЧС компенсации за уничтоженные ими полы, перегородки и инвентарь пораженных животноводческих хозяйств.
Также следует отметить, что материалы дела содержат доказательства неоднократно выявленных уполномоченными органами грубых нарушений истцом требований ветеринарного законодательства, которые являются одной из основных причин возникновения очагов АЧС.
Данные обстоятельства обоснованно приняты судами во внимание с учетом статьи 1083 ГК РФ с позиции вины и грубой неосторожности потерпевшего.
Постановлением правительства Калининградской области от 23.05.2014 N 305 установлен порядок расходования средств областного бюджета, направляемых на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Калининградской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного получателями, определяется Министерством на основании утвержденной постановлением правительства Калининградской области стоимости единицы живого веса животных, подлежащих отчуждению, и единицы убойного веса продуктов животноводства, подлежащих изъятию, в соответствии с методикой расчета размера подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Калининградской области (далее - Методика), согласно приложению N 1 к названному Порядку.
В соответствии с данной Методикой подпунктом 3 пункта 1 постановления правительства Калининградской области от 12.07.2018 N 414 "Об организации и проведении отчуждения животных" размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения свиней с территории эпизоотического очага и первой угрожаемой зоны, определен в размере 95 руб. 83 коп. за килограмм живого веса.
Принимая во внимание сумму, установленную расчетными данными за спорный товар, суды дали критическую оценку товарным накладным от 30.06.2018 N 5, от 01.07.2018 N 7, от 04.07.2018 N 8, от 04.07.2018 N 9, от 04.07.2018 N 10, согласно которым Михаелян А.Б. в указанные даты реализовал свиней третьим лицам по цене 200 руб. за килограмм живого веса.
Суды также указали, что в нарушение пункта 3 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589, Михаелян А.Б. в Учреждение за оформлением ветеринарных сопроводительных документов при перемещении и реализации живых свиней в указанные даты продажи не обращался; карантинирование свиней перед их отправкой в другие хозяйства не осуществлял; сведения о реализации (вывозе) свиней и (или) продукции свиноводства в период не менее 30 дней до даты возникновения заболевания не предоставил.
В акте эпизоотологического обследования от 7-11.07.2018 отражено наличие в ЛПХ истца на 09.07.2018 96 голов свиней разных возрастных групп. Судами отмечено, что составленный Михаеляном А.Б. акт взвешивания животных от 30.06.2018 N 1 не подтверждает наличия свинопоголовья в общем весе 7389 кг, поскольку составлен в одностороннем порядке, не содержит сведений о марке и производителе измерительного прибора, на котором производилось взвешивание, и сведения о контрольной поверке. Кроме того, в указанном акте зафиксировано 108 голов, при том, что актами о сжигании умерших животных зафиксировано 103 головы свиней. Истцом также представлен отчет о ликвидации поголовья за период с 07.07.2018 по 01.08.2018, согласно которому вес 102 голов животных составил 1 337 375 кг. Вместе с тем, акт содержит аналогичные с актом взвешивания от 30.06.2018 пороки, при том, что в ходе судебного разбирательства представитель истца подтвердил, что животных при сжигании не взвешивали. Таким образом, достоверно определить вес умерших животных не представляется возможным.
Доводы кассационной жалобы о гибели животных по вине сотрудников уполномоченных органов получили оценку судов и отклонены со ссылкой на своевременность и обязательность предпринятых мер, между тем, как указывалось ранее, самим Михаеляном А.Б. были допущены грубые нарушения требований ветеринарного законодательства, повлекшие возникновение очага АЧС. Кроме того, сотрудниками Учреждения отмечено, что признаки истощения павших животных отсутствовали, что также следует из свидетельских показаний 08.10.2019 в суде первой инстанции главного ветеринарного врача Полесской ветеринарной станции Власова Михаила Владимировича, указавшего, что Михаелян А.Б. осуществлял завоз корма на территорию хозяйства с периодичностью раз в 3-5 дней.
Вопреки мнению истца, получение и оценка судами доказательств по делу произведены с учетом требований статей 9, 65-68, 71 АПК РФ. Учитывая в совокупности и взаимной связи изложенное, суды не установили оснований для удовлетворения иска.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы судов основаны на установленных ими обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем суд кассационной инстанции, исходя из полномочий, установленных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А21-14922/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михаеляна Амазаспа Бабкеновича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.