21 мая 2020 г. |
Дело N А56-30753/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья N 1083 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А56-30753/2019,
установил:
товарищество собственников жилья N 1083, адрес: 198320, Санкт-Петербург, ул. Рихарда Зорге, д. 10, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ТСЖ N 1083, заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, д. 68, лит. А, ОГРН1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ) от 15.01.2019 N 02/20833-р.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ N 1083 просит отменить решение от 17.07.2019 и постановление от 02.12.2019 и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. По мнению подателя жалобы, ТСЖ вправе начислять плату за полученные коммунальные и жилищные услуги в спорный период (с августа 2017 года по декабрь 2018 года) по квартире 238 в соответствии с пунктом 56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по количеству постоянно проживающих 3-х граждан.
В отзыве на кассационную жалобу ГЖИ просит в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Определением суда от 23.04.2020 дата и время судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, изначально назначенной на 23.04.2020, изменены на 20.05.2020 на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы кассационной жалобы отклонил по основаниям приведенным в отзыве.
Представители ТСЖ N 1083, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в январе 2019 года на основании распоряжения от 25.12.2018 N 02/20833-р должностным лицом Инспекции проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ТСЖ требований, установленных действующим законодательством, при управлении многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, улица Рихарда Зорге, д. 10, лит. А.
В ходе проверки установлено, что квартира N 238 по указанному адресу оборудована индивидуальным прибором учета горячей и холодной воды (далее соответственно - ИПУ ХВС, ИПУ ГВС), в ней зарегистрирован 1 человек. С августа 2017 года в нарушение положений пунктов 56, 59, 60 Правил N 354 ТСЖ производит расчет платы за услуги по холодному и горячему водоснабжению по нормативу потребления коммунальных ресурсов исходя из фактического количества проживающих в квартире граждан (3-х человек). При этом ТСЖ был нарушен порядок установления количества проживающих в указанной квартире, о чем составлен акт от 15.01.2019 N 02/20833-Р и выдано предписание от 15.01.2019 N 02/20833-р об устранении выявленных нарушений:
- производить расчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению по кв. 238 исходя из переданных показаний ИПУ или в соответствии с пунктами 59, 60 Правил по количеству постоянно проживающих граждан;
- выполнить перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению с августа 2017 года по декабрь 2018 года по нормативам потребления исходя из постоянно проживающих (зарегистрированных) граждан.
Не согласившись с предписанием ГЖИ от 15.01.2019 N 02/20833-р, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в данном случае у ГЖИ правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ТСЖ не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В силу пункта 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные этими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3-х расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (подпункт "б" пункта 59 Правил N 354).
Суды удостоверились в том, что ТСЖ с мая по июль 2017 года, в связи с тем, что собственник квартиры с марта месяца показания счетчика потребления ГВС И ХВС не представляет, правомерно производило расчет платы за услуги по холодному и горячему водоснабжения по лицевому счету квартиры N 238 в соответствии с приведенными требованиями подпункта "б" пункта 59 Правил N 354.
В соответствии с абзацем 1 пункта 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 этих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 этих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 этих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 этих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, ТСЖ вправе производить расчет платы за коммунальную услугу с августа 2017 года исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по количеству постоянно проживающих граждан (зарегистрированных) или собственников такого помещения.
Расчет по фактическому количеству проживающих в квартире граждан предусмотрен Правилами N 354 в следующих случаях и при соблюдении установленных правил.
Как установлено пунктом 56 Правил N 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Пункт 56(1) Правил N 354 определяет порядок составления акта в случае выявления исполнителем факта временного проживания граждан в жилом помещении.
Так пунктом 56(1) Правил N 354 предусмотрено, что в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Из пункта 56 Правил N 354 следует, что расчет платы за соответствующий вид коммунальной услуги производится исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей только в тех случаях, если такое жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным прибором учета ГВС И ХВС).
Поскольку спорная квартира оборудована ИПУ ХВС и ИПУ ГВС, соответствующие акты ТСЖ в адрес собственника жилого помещения, в органы внутренних дел, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции не направлялись, суды пришли к обоснованному выводу, что при расчете платы за ГВС И ХВС в период с 01.08.2017 по 28.12.2018 ТСЖ обязано было производить расчет в соответствии с пунктом 60 Правил - по количеству зарегистрированных граждан.
При таких обстоятельствах следует признать правильными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ТСЖ требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А56-30753/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья N 1083 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.