21 мая 2020 г. |
Дело N А56-64396/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от Северо-Западного таможенного управления Ковалевской Н.С. (доверенность от 26.12.2019 N 15-14/31333), от Кингисеппской таможни Ковалевской Н.С. (доверенность от 24.06.2019 N 0046), от общества с ограниченной ответственностью "А-ХэдВэй" Омельченко И.Ю. (доверенность от 31.12.2019),
рассмотрев 14.05.2020 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Северо-Западного таможенного управления и Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А56-64396/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А-ХэдВэй", адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Воровского, д. 26, пом. 0.6, ОГРН 1044701420719, ИНН 4707020986 (далее - ООО "А-ХэдВэй", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Кингисеппской таможни, адрес: 188480, Ленинградская область, г. Кингисепп, Б. Гражданская ул., д. 5, ОГРН 1024701427376, ИНН 4707011004 (далее - Таможня), в возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении незаконно перемещенных товаров, выраженного в письме от 17.04.2019 N 15-34/07422, а также об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на его расчетный счет 608 805,19 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Северо-Западное таможенное управление, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А, ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582 (далее - Управление, СЗТУ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019, требования Общества удовлетворены.
В кассационных жалобах Таможня и Управление просят отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податели жалоб полагают, что суды не правильно применили нормы материального права. В данном случае таможенный орган правомерно отказал в возврате сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в отношении незаконно перемещенных товаров, поскольку и незаконное перемещение товаров через границу, и помещение в дальнейшем товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются самостоятельными основаниями возникновения обязанности по уплате таможенных платежей.
В отзыве на кассационные жалобы ООО "А-ХэдВэй" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Таможни и Управления поддержал доводы, приведенные в кассационных жалобах, а представитель ООО "А-ХэдВэй" возражал против их удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в феврале 2017 года по поручению ООО "НЛК-ГРУПП" (далее - декларант), действуя на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 12.01.2016 N 0662/00-02-16, для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" задекларировало по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10218040/200217/0003361, 10218040/200217/0003366 товары различных наименований.
Указанные партии товаров заказывались декларантом и перемещались в Российскую Федерацию во исполнение обязательств по контракту от 29.12.2015 N NLK/005, заключенному между покупателем - ООО "НЛК-ГРУПП" и продавцом - компанией "HOISTING INDASTRIAL LTD" (Китай), и были доставлены в Усть-Лужский морской порт в контейнерах N MRKU2547705, OOLU9193844 под пломбами отправителей.
В ходе таможенного досмотра установлено, что в контейнерах N MRKU2547705, OOLU9193844, помимо декларируемого Обществом по поручению декларанта товара, находится не заявленный в ДТ N 10218040/200217/0003361, 10218040/200217/0003366 товар (акты таможенного досмотра N 10218040/020317/000283, 10218040/020317/000278).
По указанным фактам 03.03.2017 таможенный орган возбудил дела N 10218000-109/2017, 10218000-110/2017 об административных правонарушениях по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Товары, не задекларированные в ДТ N 10218040/200217/0003361, 10218040/200217/0003366, были изъяты Таможней (по делу N 10218000-110/2017 частично) в качестве предметов административного правонарушения и переданы на ответственное хранение, о чем составлены протоколы.
В отношении неизъятого товара таможенным органом принято решение о выпуске в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10218040/170317/0004881 (товары N 6, 12, 14, 19).
В ходе административного расследования были назначены и проведены товароведческие экспертизы товаров, явившихся предметом административного правонарушения, по результатам проведения которых таможенным экспертом определена их рыночная стоимость. На основании определенной таможенным экспертом рыночной стоимости товаров Таможней определена их таможенная стоимость и произведен расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Материалы административных дел N 10218000-109/2017, 10218000-110/2017 направлены таможенным органом для рассмотрения по существу в Кингисеппский городской суд Ленинградской области (дела N 5-385/2017, 5-576/2017).
До окончания производства по делам об административных правонарушениях N 10218000-109/2017, 10218000-110/2017 таможенный орган принял меры по взысканию таможенных платежей в отношении товаров, явившихся предметом административного правонарушения, в связи с незаконностью их перемещения через таможенную границу, а именно: составил акты об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и выставил требования об уплате таможенных платежей.
В связи с неисполнением указанных требований в установленные в них сроки Таможня направила в адрес ООО "А-ХэдВэй" решения о зачете авансовых платежей. Во исполнение указанных решений неизрасходованные остатки авансовых платежей на счетах Общества в размере 131 929,64 руб. и 476 875,55 руб. зачтены в счет погашения задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
По результатам рассмотрения дел N 5-385/2017, 5-576/2017 постановлениями Кингисеппского городского суда Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа, без конфискации предмета административного правонарушения. Предметы административного правонарушения суд постановил возвратить законному владельцу - декларанту для дальнейшего оформления в соответствии с действующим таможенным законодательством. Указанные постановления вступили в законную силу 09.09.2017 и 21.11.2017 соответственно.
Впоследствии изъятые по делам об административных правонарушениях товары задекларированы и выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10218040/041017/0018108, 10218040/011217/0021499 с уплатой таможенных пошлин, налогов.
Полагая, что обязанность по уплате таможенных платежей исполнена дважды (на основании выставленных таможенным органом требований и решений о зачете, а затем при выпуске товара), Общество обратилось в Таможню с заявлением от 26.02.2019 о принятии решения об излишней уплате таможенных пошлин, налогов.
В ответе на указанное заявление от 27.03.2019 N 15-34/06084 таможенный орган предложил Обществу обратиться с заявлением о возврате денежных средств в СЗТУ.
Письмом от 17.04.2019 N 14-07-20/08127 СЗТУ оставило без рассмотрения заявление Общества, уведомив, что Таможне поручено повторно рассмотреть обращение ООО "А-ХэдВэй" по вопросу принятия решения об излишней уплате (взыскании) таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 17.04.2019 N 15-34/07422 Таможня сообщила Обществу, что правовые основания для возврата излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении незаконно перемещенных товаров отсутствуют.
Считая отказ в возврате излишне взысканных сумм таможенных платежей незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемый отказ незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 89 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза. Аналогичные положения установлены и в статье 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, действующей на дату обращения Общества в таможенный орган с заявлением о принятия решения об излишней уплате таможенных пошлин, налогов.
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2001 N 202-О, от 08.02.2011 N 191-О-О, от 24.11.2016 N 2519-О, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, оно представляет собой, по существу, публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени.
В силу положений Таможенного кодекса Таможенного союза (как и действующего в настоящее время Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; далее - ТК ЕАЭС) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу; базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении; плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 4, статьи 75, 79 и подпункт 4 статьи 188 ТК ТС).
Ввозная таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (статья 25 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014).
В пункте 3 статьи 4 ТК ТС установлено, что под ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение (подпункт 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу является одним из оснований, в связи с которыми возникает обязанность по уплате по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 80, пункт 1 статьи 81 ТК ТС).
В данном случае суды установили, что до рассмотрения судом дел об административных правонарушениях и вынесения по ним решений таможенный орган направил в адрес Общества и декларанта требования об уплате таможенных платежей от 16.06.2017 N 328 на сумму 131 929,64 руб., от 21.08.2017 N 406-С на сумму 965 267,24 руб.
В связи с неисполнением указанных требований решениями Таможни о зачете авансовых платежей неизрасходованные остатки авансовых платежей на счетах Общества в размере 131 929,64 руб. и 476 875,55 руб. были зачтены в счет погашения задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Между тем, на тот момент перемещение товаров, явившихся предметами административного правонарушения (изъятых и не изъятых по делам об административных правонарушениях) и одновременно объектами обложения таможенными пошлинами, налогами, не было завершено; в отношении них ни Обществом, ни декларантом не заявлялись таможенные процедуры, поскольку по результатам рассмотрения административных дел в отношении этих товаров судом могло быть принято решение как об их возврате законному владельцу (декларанту) для дальнейшего таможенного оформления, так и об их конфискации, то есть обращении в федеральную собственность, что является одним из оснований для прекращения обязанности по уплате таможенных налогов, пошлин (пунктом 2 статьи 80 ТК ТС).
В дальнейшем, после вступления в силу постановлений Кингисеппского городского суда Ленинградской области по делам об административных правонарушениях N 5-385/2017, 5-576/2017, которыми изъятые товары возвращены владельцу, Общество задекларировало указанные товары, в связи с чем они были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10218040/041017/0018108, 10218040/011217/0021499 с уплатой таможенных пошлин, налогов, необходимых для обеспечения их выпуска.
При таких обстоятельствах суды обоснованно заключили, что в отношении одних и тех же товаров, однократно перемещенных через таможенную границу, таможенные платежи уплачены дважды (сначала на основании выставленных требований и принятых таможенным органом решений о зачете авансовых платежей, а затем при помещении под процедуру "выпуск для внутреннего потребления").
Ввиду изложенного авансовые платежи Общества в размере 131 929,64 руб. и 476 875,55 руб., в отношении которых таможенным органом произведен зачет, в соответствии со статьей 89 ТК ТС правомерно признаны судами излишне взысканными в связи завершением декларантом перемещения товаров через таможенную границу их выпуском в полном соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства.
Правомерность такого подхода подтверждается и положениями действующего в настоящее время ТК ЕАЭС, в силу пункта 9 статьи 56 которого в случае помещения товаров под таможенные процедуры после исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные и (или) взысканные в соответствии с настоящей статьей, подлежат возврату (зачету).
При таком положении у Таможни отсутствовали основания для отказа в возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, в связи с чем суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А56-64396/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы Северо-Западного таможенного управления и Кингисеппской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.