25 мая 2020 г. |
Дело N А21-4658/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестпроект" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А21-4658/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестпроект", адрес: 238600, Калининградская область, Славский р-н, пос. Тимирязево, ул. Совхозная, д. 30 А, ОГРН 1093925019253, ИНН 3904606785 (далее - ООО "Инвестпроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - УФАС, Управление) о признании недействительным решения от 19.03.2019 N 039/10/18.1-95/2019.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство по недвижимости", адрес: 197198, Санкт-Петербург, ул. Яблочкова, д. 20, лит. "Я", ОГРН 1077847457786 (далее - ООО "ЮРАН"), открытое акционерное общество "Советский Целлюлозно-бумажный завод", адрес: 238752, Калининградская обл., г. Советск, пер. Заводской, д. 2, ОГРН 1023902002816, ИНН 3911000843 (далее ОАО "Советский ЦБЗ", арбитражные управляющие Балданов Р.И. и Стрекалов А.В. (СНИЛС 119-756-912-00, ИНН 390402234406).
Решением суда от 13.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и признать оспариваемое решение УФАС недействительным, в связи с игнорированием судами представленных в дело доказательств по проведению 18.03.2019 собрания кредиторов, которое, по мнению подателя жалобы, является значимым для рассмотрения данного спора.
От УФАС поступил отзыв, в котором его податель просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, указав, что решением антимонопольного органа права Общества, как Организатора торгов, никак не нарушены, в настоящее время действуют принятые судом обеспечительные меры в виде запрета любым лицам совершать действия по реализации имущества ОАО "Советский ЦБЗ".
Представители Общества, УФАС и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Кассационная жалоба рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 09.01.2019 ООО "Инвестпроект" и ОАО "Советский ЦБЗ" заключили договор - поручение по организации и проведению открытых торгов в форме публичного предложения по продаже имущества, включенного в конкурсную массу ОАО "Советский ЦБЗ" при проведении процедуры его банкротства - конкурсное производство.
Во исполнение условий данного договора, в феврале - марте 2019 года ООО "Инвестпроект (как Организатор торгов) опубликовало в СМИ и разместило в сети Интернет объявления (сообщения) об открытых торгах, в которых информировалось о продаже активов предприятия, включенных в конкурсную массу ОАО "Советский ЦБЗ" при проведении процедуры его банкротства (конкурсное производство по делу N А21-5915/2010), путем проведения открытых торгов посредством публичного предложения.
Объявление о проведении открытых торгов в форме публичного предложения по продаже имущества, включенного в конкурсную массу ОАО "Советский ЦБЗ" при проведении процедуры его банкротства - конкурсное производство, было опубликовано в СМИ и размещено в сети Интернет:
- в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве за N 3533132 от 01.03.2019 на сайте;
- в газете Российский региональный еженедельник "Московский комсомолец в Калининграде" 27.02.2019;
- в газете ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" 02.03.2019 (номер выпуска N 38) за N 77032922174 на стр. 42;
- на сайте оператора электронной площадки - ООО "Аукционы Сибири"-01.03.2019.
Данные торги были организованы в соответствии с Предложениями конкурсного управляющего о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника, утвержденными Решением собрания кредиторов ОАО "Советский ЦБЗ" (протокол б/н от 21.12.2018).
Согласно данным объявлениям (сообщениям):
- на торги выставлялось имущество должника ОАО "Советский ЦБЗ" по лоту N 1.
- торги по продаже имущества ОАО "Советский ЦБЗ" должны состояться в период с в период с 02.03.2019 с 10:00 час. по 01.04.2019 до 12:00 часов МСК на электронной площадке оператора: ООО "Аукционы Сибири" (юридический и почтовый адрес: 644122, РФ, г. Омск, ул. Красный путь, 30; ИНН\КПП: 5501226840\550101001, ОГРН 1105543021319; e-mail: office@ausib.ru, сайт в Интернете http://ausib.ru, контактный телефон: 8 (3812) 90-55-38).
- указанная начальная цена лота действует в период с 02.03.2019 по 05.03.2019 включительно. Срок, по истечении которого производится снижение цены реализуемого имущества, устанавливается равным 03 (три) календарных дня от даты предыдущего предложения. Период проведения открытых торгов посредством публичного предложения - 30 (тридцать) календарных дней. Величина снижения на каждом этапе - 10,00% от начальной стоимости сформированного Лота.
Минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество должника - 10,00% от начальной стоимости сформированного Лота.
- задаток - 10,00% от начальной стоимости соответствующего Лота на соответствующем периоде.
- дата начала приема заявок (задатка) на участие в Торгах: 02.03.2019 с 10:00 час.
- дата окончания приема заявок (задатка) на участие в Торгах: 01.04.2019 до 12:00 час..
- начальная продажная стоимость имущества по Лоту N 1 составляла - 15 103 466 руб. 80 коп.
Как следовало из текста объявлений (сообщений), заявка на участия в торгах должна соответствовать требованиям "Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 года N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (далее - Порядок N 495, Порядок проведения открытых торгов).
В УФАС поступила жалоба ООО "ЮРАН" (вх. N 965 от 04.03.2019) о том, что Организатор торгов (ООО "Инвестпроект") не вправе был осуществлять какие-либо действия, связанные с проведением торгов. Податель жалобы сослался на нарушение требований Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Рассмотрев жалобу в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, Управление приняло решение от 19.03.2019 N 039/10/18.1-95/2019, согласно которому в связи с отсутствием оснований у ООО "Инвестпроект" для осуществления действий по отчуждению имущества ОАО "Советский ЦБЗ" жалоба ООО "ЮРАН" признана обоснованной в части проведения процедуры торгов (пункт 1); однако, учитывая принятие определением Арбитражного суда Калининградской области от 06.03.2019 по делу N А21-5915/2010 обеспечительных мер в виде запрета любым лицам совершать действия по реализации имущества ОАО "Советский ЦБЗ" (включая подведение итогов торгов, определение победителя торгов), а также любые иные действия, направленные на отчуждение имущества должника, предписание об устранении нарушений законодательства РФ решено не выдавать (пункт 2).
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ООО "Инвестпроект" обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у антимонопольного органа в данном случае значимых контрольных полномочий, а равно правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Применительно к рассматриваемому случаю, продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 названного Закона, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Закона о банкротстве.
Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
В силу статьи 110 Закона о банкротстве (пункт 7.1.) после включения отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо после истечения срока направления указанного требования внешний управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи предприятия, включающие в себя, в том числе сведения о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.
Материалами дела подтверждается наделение полномочиями ООО "Инвестпроект", как Организатора торгов в форме публичного предложения по реализации имущества ОАО "Советский ЦБЗ" (договор-поручение от 09.01.2019 по организации и проведению открытых торгов и п. 2.6 Предложения "О порядке, сроках и условиях продажи имущества и имущественных прав должника").
Согласно оспариваемому решению УФАС, антимонопольный орган, рассмотрев жалобу на действия Организатора торгов в порядке ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, установил, что Общество, действующее по поручению ОАО "Советский ЦБЗ" сообщило о продаже активов предприятия, включенных в конкурсную массу ОАО "Советский ЦБЗ" при проведении процедуры его банкротства - конкурсное производство по делу Арбитражного суда Калининградской области N А21-5915/2010, путем проведения открытых торгов посредством публичного предложения, что не противоречило положениям Закона о банкротстве, т.е. действиям Организатора торгов по размещению сообщений дана оценка как правомерным.
Однако Управление в оспариваемом решении констатировало нарушение Организатором торгов в части проведения им процедуры торгов.
Означенный вывод УФАС основан ввиду установления на дату принятия решения (19.03.2019) следующего значимого обстоятельства.
Все решения, принятые на собрании кредиторов 21.12.2018 (которое явилось основанием для проведения вышеуказанных торгов, на момент размещения сообщений 01.03.2019 о продаже активов предприятия, включенных в конкурсную массу ОАО "Советский ЦБЗ" при проведении процедуры его банкротства), были отменены последующим решением собрания кредиторов должника от 15.02.2019, в т.ч. и утвержденные Предложения "О порядке, сроках и условиях продажи имущества и имущественных прав должника" пунктом 2.6 которых, определялась специализированная организация - организатор торгов ООО "Инвестпроект".
Иные обстоятельства, на которые суды и Общество обращают внимание, для данного вопроса не имеют правового значения, поскольку принятые 06.03.2019 судом обеспечительные меры в виде запрета любым лицам совершать действия по реализации имущества ОАО "Советский ЦБЗ" (включающие более широкий спектр действий чем торги), не свидетельствуют о нарушении заявителем проведения в январе-феврале 2019 года процедуры торгов; их принятие явилось основанием для невыдачи Организатору торгов предписания.
При этом обстоятельства отмены 18.03.2019 всех решений собрания кредиторов, в том числе и вышеупомянутого от 15.02.2019 (на что ссылается Общество в кассационной жалобе), не являлись предметом рассмотрения УФАС при вынесении решения; доказательств того, что данная информация была надлежащим образом доведена до Управления и представитель Общества, участвующий в рассмотрении антимонопольного дела заявлял соответствующие ходатайства об отложении рассмотрения дела, суду не представлены.
Отраженные в оспариваемом решении УФАС выводы отвечают требованиям Закона N 135-ФЗ и Закона о банкротстве; общество (в виду ненаступления негативных последствий) не обосновало и не представило доказательства применительно к требованиям части 2 статьи 201 АПК РФ какие именно его права и законные интересы нарушены решением УФАС.
Ссылка жалобы на нерассмотрение судами всех замечаний заявителя сама по себе не свидетельствует о том, что судами данные основания в ходе судебного разбирательства фактически не рассматривались, неотражение результатов их оценки в судебном решении не свидетельствует о его незаконности и ошибочности, в том числе с учетом изложения мотивировочной и резолютивной частей решения УФАС.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А21-4658/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестпроект"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.