26 мая 2020 г. |
Дело N А26-13981/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Малышевой Н.Н. и Нефедовой О.Ю.,
от муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальная служба поселка Вяртсиля" Бритвиной К.С. (доверенность от 25.05.2020),
рассмотрев 26.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А26-13981/2018,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальная служба поселка Вяртсиля", адрес: 186757, Республика Карелия, город Сортавала, поселок городского типа Вяртсиля, улица Мира, дом 8, ОГРН 1021000941620, ИНН 1007012582 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Спецтранс", адрес: 186792, Республика Карелия, город Сортавала, поселок Хюмпеля, дом 16, литера А, ОГРН 1141035000138, ИНН 1007022943 (далее - ООО "Спецтранс"), о взыскании 2 022 511 руб. 68 коп. задолженности по договору от 01.05.2018 N 357 субподряда на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов (далее - Договор) за период с мая 2018 года по март 2019 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс", адрес: 185034, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Онежской Флотилии (район Ключевая), дом 26, офис 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523 (далее - ООО "Автоспецтранс").
Решением от 03.10.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Спецтранс", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, вопреки позиции судов, из представленных в материалы дела доказательств невозможно определить объем фактически перевезенных отходов и, как следствие, проверить расчет исковых требований: суды не учли, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления Предприятием в адрес ООО "Спецтранс" счетов и актов на дополнительно вывезенное количество отходов (сверх фиксированного размера). ООО "Спецтранс" настаивает на необоснованности иска, так как в Договоре не предусмотрен вывоз дополнительных объемов отходов и региональный оператор (ООО "Автоспецтранс") компенсацию в связи с увеличением объема отходов не выплачивало. ООО "Спецтранс" считает, что акты утилизации бытовых отходов не подтверждают объем отходов, вывезенных с площадок для их сбора, ссылается на несоблюдение Предприятием условия Договора о перевозке отходов на согласованную свалку, а не на свалку Предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просило жалобу отклонить, отметив, что сторонами на стадии исполнения судебных актов по делу заключено мировое соглашение и приложив его к отзыву.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы отзыва.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по условиям Договора Предприятие (исполнитель) обязалось по поручению ООО "Спецтранс" (заказчика) оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в местах их накопления в соответствии с приложением N 1 к Договору, по их транспортированию и передаче в места приема-передачи, а именно на городскую свалку бытовых отходов; а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.
Сведения о количестве (объеме/ массе), источниках образования ТКО и перечень мест их накопления в границах территории оказания исполнителем услуг с разбивкой по видам и классам опасности отходов содержатся в приложении N 1 к Договору (пункты 1.3 и 1.4 Договора).
В приложении N 2 к Договору определены перечень мест приема и передачи ТКО, маршрут следования мусоровоза в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1.5 Договора).
В соответствии с пунктом 3.1 Договора в редакции дополнительного соглашения от 30.05.2018 N 1 стороны согласовали стоимость услуг в размере 99 598 руб. 80 коп. ежемесячно, беря в расчет количество вывозимых объемов мусора равное 334 м3 в месяц. Цена Договора равна стоимости услуг по транспортировке ТКО из мест накопления к местам приема и размещения ТКО с учетом периодичности вывоза мусора с контейнерных площадок.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора его цена определяется из объема документально подтвержденного фактически собранных и вывезенных отходов, умноженного на утвержденный тариф (стоимость) оказания услуг.
Пунктом 3.5 Договора предусмотрено, что стороны производят коммерческий учет объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, и периодичности вывоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила коммерческого учета).
Расчетным периодом по исполнению услуг является календарный месяц (пункт 3.6 Договора).
В силу пункта 3.7 Договора размер платы за оказанные услуги за расчетный период определяется как произведение стоимости услуг по транспортированию 1 м3 ТКО и фактического объема ТКО, транспортирование которых осуществлено.
Дополнительными соглашениями к договору от 28.12.2018, 31.01.2019 и 27.02.2019 стороны продлили срок действия Договора сначала до 31.01.2019, а затем до 28.02.2019 и 31.03.2019 соответственно.
Как указано в дополнительном соглашении от 28.12.2018 к Договору, стоимость услуг за период с 01.01.2019 по 31.01.2019 в размере 199 197 руб. 60 коп. в месяц определена из расчета 668 м3 ТКО. Цена является твердой и изменению не подлежит.
Упомянутыми дополнительными соглашениями от 31.01.2019, 27.02.2019 установлена аналогичная цена услуг за февраль и март 2019 года и указано, что она изменению не подлежит.
На основании пункта 3.9 Договора заказчик перечисляет на расчетный счет исполнителя плату по Договору за фактически оказанные услуги по транспортированию ТКО в соответствующем расчетном периоде в течение 30 дней с момента подписания акта выполненных работ обеими сторонами.
Порядок оказания услуг определен в статье 4 Договора.
В пункте 4.6 Договора указано, что по завершении оказания услуг исполнитель ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет заказчику акт оказанных услуг с приложением копий путевых листов мусоровозов, копий маршрутных листов мусоровозов за каждый день работы, с указанием количества и объема контейнеров, установленных на адресе расположения контейнерной площадки, а также фотографий контейнерной площадки до и после погрузки отходов в мусоровоз с ракурсом, позволяющим идентифицировать место и мусоровоз.
Требования к оборудованию исполнителя установлены в пунктах 5.2.5, 5.2.6, в частности, предусмотрено оснащение мусоровоза бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также видеорегистраторами с захватом приемной ванны и области вокруг заднего борта, достаточной для визуальной идентификации местоположения до момента начала оказания услуг по Договору. Обязанность поддерживать такое оборудование в исправном состоянии возложена на исполнителя пунктом 5.2.15 Договора.
В соответствии с пунктом 5.2.7 Договора исполнитель обязан вести в отношении каждого мусоровоза маршрутный журнал, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО.
Согласно пункту 5.2.16 Договора исполнитель обязан по запросу заказчика производить сверку по объемам транспортирования отходов путем предоставления данных исполнителя о вывозе отходов за запрошенный заказчиком период.
Договором не исключается возможность оказания услуг бесконтейнерным способом (пункт 5.2.17 Договора).
Заказчик обязался осуществлять контроль объемов отходов (пункт 5.5.1 Договора), а исполнитель обязался по запросу заказчика предоставить ему копию маршрутного журнала, детализированный отчет системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству, распечатки раскадровки записи видеорегистратора полного рабочего дня (пункт 6.3 Договора).
В случае выявления факта передачи исполнителем ТКО не в места приема-передачи, указанные в приложении N 3 к Договору и территориальной схеме обращения с отходами, заказчик имеет право не принимать услуги (пункт 5.5.3 Договора).
Между сторонами при заключении Договора возникли разногласия по месячному объему вывозимого мусора, исходя из количества адресов контейнерных площадок, объемов контейнеров, на них установленных, периодичности вывоза мусора.
В направленных ООО "Спецтранс" претензиях Предприятие указало, что с мая 2018 года по март 2019 года предоставило по Договору услуги на общую сумму 2 819 302 руб. 08 коп., однако ООО "Спецтранс" оплатило их частично, исходя из стоимости услуг 99 598 руб. 80 коп. в месяц, поэтому Предприятие потребовало от ООО "Спецтранс" уплатить задолженность за оказанные услуги исходя из фактического объема ТКО.
Поскольку ООО "Спецтранс" означенные требования в добровольном порядке не исполнило, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 7 Правил коммерческого учета установлено, что в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 названных Правил.
Как указано в пункте 5 данных Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется либо расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; либо исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В подтверждение факта оказания услуг по Договору в объеме большем, чем 334 м3 в месяц, Предприятие представило в том числе выписку из маршрутного журнала, путевые листы мусоровозов, договор от 28.04.2018 N 3/2018 на оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО, заключенный между Предприятием (исполнителем) и ООО "Автоспецтранс" (региональным оператором), а также подписанные региональным оператором акты, подтверждающие объем размещенных (захороненных) ТКО.
Суд учел, что между сторонами при заключении Договора имелись разногласия, однако такой протокол разногласий, подписанный сторонами, в материалы дела не представлен.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание, что ООО "Спецтранс" до обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском объем оказанных услуг по Договору не контролировало, ход и качество выполненных работ не проверяло и претензий по поводу оснащенности оборудования исполнителю не предъявляло, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Доводы ООО "Спецтранс" о некачественном выполнении Предприятием услуг по Договору, неоговоренном размещении отходов, отсутствии специального оборудования на мусоровозах, правомерно отклонены судами, поскольку материалами дела подтверждается, что, зная о порядке исполнения Предприятием Договора, ООО "Спецтранс" соответствующих претензий по качеству оказанных услуг не предъявляло, услуги по размещению отходов на той же свалке бесспорно оплачивало, мотивированного отказа от приемки работ не направляло.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что акты за спорный период на больший объем ТКО ООО "Спецтранс" от Предприятия не получало, подлежит отклонению, поскольку из условий Договора следует, что заказчик обязался деятельно контролировать объем оказанных услуг, производить сверку расчетов, запрашивать доказательства, подтверждающие фактические объемы оказанных услуг. Кроме того, данный довод в суде первой инстанции не заявлялся, факт получения ответчиком актов и счетов не оспаривался.
Неполучение ООО "Спецтранс" платы от регионального оператора за дополнительные объемы ТКО не лишает Предприятия права на получение платы по Договору за фактически оказанные услуги, на что правильно указали суды двух инстанций.
Приведенные в жалобе доводы, повторяющие позицию по делу, по существу, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено.
Таким образом, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А26-13981/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.