26 мая 2020 г. |
Дело N А26-5652/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 25.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А26-5652/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), в лице начальника государственного казенного учреждения Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Прионежская сетевая компания", адрес: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Новосулажгорская ул., д. 22, ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117 (далее - Общество, АО "Прионежская сетевая компания"), о взыскании 19 432 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 23.05.2017 N 29.
Общество обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с Министерства 113 482 руб. неосновательного обогащения в виде переплаты арендной платы по договору аренды лесного участка от 23.05.2017 N 29.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2019 удовлетворены исковые требования Министерства, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2019 по делу N А26-5652/2019 отменено, в удовлетворении иска Министерства отказано. Принят отказ АО "Прионежская сетевая компания" от встречного иска в части требования о взыскании 415 руб. неосновательного обогащения; производство по делу в указанной части прекращено. С Министерства в пользу Общества взыскано 113 067 руб. неосновательного обогащения, распределены расходы по государственной пошлине.
Не соглашаясь с принятым судом апелляционной инстанции судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2019.
В обоснование доводов жалобы Министерство указывает, что при исчислении арендной платы по договору от 23.05.2017 N 29 аренды лесного участка оснований для применения коэффициента, равного 0,1, за период с декабря 2017 года по май 2019 года у Общества не имелось, поскольку арендатором не представлен акт приемки законченного строительством объекта. По мнению подателя жалобы, имеющееся в материалах дела распоряжение от 27.12.2017 N 365/3 не является документом, подтверждающим факт введения линейного объекта в эксплуатацию.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Прионежская сетевая компания", ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы Министерства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественником Министерства, арендодателем) и АО "Прионежская сетевая компания" (арендатором) заключен договор от 23.05.2017 N 29 аренды лесного участка, по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование (на 48 лет 11 месяцев) за плату лесной участок площадью 5,94 га в Медвежьегорском муниципальном районе Республики Карелия, находящийся в государственной собственности, для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - воздушной линии электропередачи.
В силу пункта 4 договора N 29 лесной участок предоставлен Обществу в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (воздушной линии электропередачи) в Медвежьегорском районе Республики Карелия.
В период действия договора аренды N 29 Обществом на лесном участке возведен линейный объект - ВЛЗ-10кВ и КТП для электроснабжения б.н.п Пигматка в Мевежьегорском районе (далее - линейный объект), что подтверждается распоряжением от 27.12.2017 N 365/3 "О вводе в эксплуатацию объектов, построенных в рамках инвестиционной программы".
В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы и подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка.
Согласно пункту 7 договора арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 4 к договору, а именно - ежемесячно до 15 числа текущего месяца.
Поскольку Обществом обязательство по оплате арендной в полном объеме не исполнено, ссылаясь на наличие задолженности, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Общество, обращаясь со встречным иском, указало, что линия электропередачи введена в эксплуатацию на основании распоряжения о вводе в эксплуатацию от 27.12.2017, в связи с чем размер арендной платы должен определяться с учетом поправочного коэффициента 0,1, тогда как арендная плата за период с 2017 по 2019 уплачивалась без данного коэффициента, что привело к уплате арендной платы в большем размере и послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении встречного иска Общества и удовлетворяя иск Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что Обществом не доказано наличие основания для применения поправочного коэффициента 0,1 в расчетах сторон.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что арендная плата по договору после ввода линейного объекта в эксплуатацию подлежит исчислению с учетом поправочного коэффициента 0,1 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) и, руководствуясь статьей 1102 и пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), признал обоснованными требования Общества, отменив решение суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Платность использования лесов в Российской Федерации закреплена пунктами 1, 2 статьи 94 ЛК РФ. Одной из форм платы за использование лесов является арендная плата.
В части 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи 73 ЛК РФ.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
В соответствии с примечанием N 9 к таблице N 16 Постановления N 310 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент равный 0,1.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, возведенный Обществом на арендованном лесном участке линейный объект - ВЛЗ-10кВ и КТП для электроснабжения б.н.п Пигматка в Мевежьегорском районе в спорный период является введенным в эксплуатацию, что подтверждается распоряжением от 27.12.2017 N 365/3 "О вводе в эксплуатацию объектов, построенных в рамках инвестиционной программы".
Вопреки доводам жалобы, указанное распоряжение суды признали достаточным для удостоверения факта введения в эксплуатацию воздушной линии электропередачи, принимая во внимание, что получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию спорного линейного объекта в силу положений статей 51, 55, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 22 Закона Республики Карелия от 02.112012 N 1644-ЗРК "О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия" Обществу не требовалось.
Факт эксплуатации в спорный период линейного объекта не опровергнут Министерством.
Довод Министерства о том, что ввод линейного объекта в эксплуатацию должен подтверждаться только актом о приемке законченного строительством объекта не может быть принят во внимание, поскольку такой акт представляет собой типовую межотраслевую унифицированную форму КС-11 первичного учетного документа, утвержденную постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, подлежит применению как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом) и является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).
Между тем с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), в котором не содержится требование о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), должен определять руководитель организации.
Таким образом, распоряжение руководителя Общества от 27.12.2017 N 365/3 "О вводе в эксплуатацию объектов, построенных в рамках инвестиционной программы" являлось достаточным первичным документом для установления факта ввода в эксплуатацию возведенного силами Общества линейного объекта.
При изложенных обстоятельствах, в отношении лесного участка, арендуемого Обществом в целях строительства и эксплуатации спорного линейного объекта, при расчете арендной платы с 30.12.2017 в соответствии с Постановлением N 310 подлежал применению поправочный коэффициент к арендной плате равный 0,1.
Судами установлено и Министерством не оспаривалось, что Общество внесло арендные платежи по договору аренды N 29 без учета коэффициента 0,1, в связи с чем переплата составила 113 067 руб. за период с 30.12.2017 по 31.12.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1103 ГК РФ правила главы 60 указанного кодекса подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством в случае, если оно получено сверх должного.
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно удовлетворил требование Общества по встречному иску о взыскании с Министерства неосновательного обогащения в заявленном размере.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А26-5652/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.