26 мая 2020 г. |
Дело N А26-6495/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Малышевой Н.Н., Нефедовой О.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" Соловьева А.А. (доверенность от 02.03.2020),
рассмотрев 25.05.2020 кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Капитал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А26-6495/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс", адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, дом 26, офис 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523, далее - ООО "Автоспецтранс", обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу ограниченной ответственностью "Палгуба", адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ричагина, дом 37А, офис 107, ОГРН 1071001013412, ИНН 1001195925, далее - ООО "Палгуба" о взыскании 107 323 руб. 48 коп. задолженности по договору N 36-080 АСТ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период октябрь 2018 года - февраль 2019 года.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в упрощенном производство по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2019, принятым в порядке упрощенного производства, произведена процессуальная замена ответчика по настоящему делу: заменен ответчик, общество с ограниченной ответственностью "Палгуба" (ИНН 1001195925, ОГРН 1071001013412 г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 37А, офис 107) на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Инвест-капитал". Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Инвест-капитал" (ОГРН: 1151001009950, ИНН: 1001299762) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523) 107 323 руб. 48 коп. - задолженность по договору N 36-080 АСТ на оказание ООО "Палгуба" услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период октябрь 2018 года - февраль 2019 года. Взыскана с ООО "Инвест-капитал" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 4 220 руб. 00 коп.
При рассмотрении апелляционной жалобы апелляционный суд установил, что имеются безусловные основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, в связи с чем вынесено определение от 28.11.2019 о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в том числе для представления в дело дополнительных доказательств, и назначил дело к рассмотрению на 19.12.2019.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А26-6495/2019 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2019 отменено. Произведено процессуальное правопреемство, замен ответчик - ООО "Палгуба" на его правопреемника общество с ограниченной ответственностью "Инвест-капитал", адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ричагина (р-н Зарека), дом 37А, офис 101, ОГРН 1151001009950, ИНН 1001299762. Взыскано с ООО "Инвест-капитал" в пользу ООО "Автоспецтранс" 107 323 руб. 48 коп. задолженности; взыскано с ООО "Инвест-капитал" в доход федерального бюджета в размере 4 220 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе ООО "Инвест-капитал" просит отменить постановление апелляционного суда от 31.01.2020 и решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2019, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судом не исследован реальный объем услуг, оказанных в период с октября 2018 года по февраль 2019 года, расчет стоимости вывоза мусора не представлен истцом.
В судебном заседании представитель истца просил отказать в удовлетворении жалобы.
Законность постановления апелляционного суда от 31.01.2020 проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Истцом заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве ООО "Палгуба" на его правопреемника - ООО "Инвест-капитал".
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, по состоянию на 28.08.2019 ООО "Палгуба" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения; дата прекращения 25.06.2019; правопреемником ООО "Палгуба" является ООО "Инвест-капитал" (ОГРН: 1151001009950, ИНН: 1001299762).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство о процессуальном правопреемстве, обоснованно его удовлетворил и заменил ООО "Палгуба" на его правопреемника - ООО "Инвест-капитал".
В этой части судебные акты не обжалуются.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между ООО "Автоспецтранс" (региональный оператор) и ООО "Палгуба" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 36-080 АСТ от 01.05.2018 (далее - договор), согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: - 35 процентов стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата вносится до истечении текущего месяца; - оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата; в соответствии с пунктом 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.05.2018.
Согласно подпункту "в" пункта 13 договора потребитель обязан производить оплату по названному договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором; также в приложении к договору указан объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов: торговый центр, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Олонец, ул. Урицкого, д. 15А; объем принимаемых ТКО в год/м3-238,57; место сбора и накопления ТКО, место сбора и накопления крупногабаритных отходов: Республика Карелия, г. Олонец, ул. Урицкого, д. 15А, периодичность вывоза ТКО не указана.
Апелляционным судом установлено, что по состоянию на 20.03.2019 истец оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на сумму 107 323 руб. 48 коп., однако оказанные услуги ответчиком не оплачены.
Истец 28.03.2019 направил ответчику претензию N 130-419 от 26.03.2019 о погашении задолженности в течение 30 дней с момента получения данной претензии, которая оставлена без удовлетворения.
Наличие у ответчика задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Суд кассационной инстанции считает постановление апелляционного суда от 31.01.2020 законным и обоснованным.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги; согласно статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 641).
Пунктом 4 Правил N 641 предусмотрено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03. 2018 N 81.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "АВТОСПЕЦТРАНС" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)" с изменениями внесенными 28.12.2018, для Общества установлены тарифы, применяемые при начислении платы за услугу по обращению с ТКО.
В силу пункта 5 Правил N 641 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил; согласно подпункту "в" пункта 8 (1) раздела 1 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Также пунктом 8 (4) раздела 1 (1) Правил N 641 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8 (1); пунктами 8 (8), 8 (10) Правил N 641 предусмотрено, что заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
В силу пункта 8 (12) Правил N 641 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
Согласно пункту 16 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора; при неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Апелляционным судом по материалам дела установлено, что истец с момента заключения договора (май 2018) года по декабрь 2019 года надлежащим образом оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО, посредством размещения ответчиком образующихся ТКО на общедоступной муниципальной контейнерной площадке между домами N 15 и N 15А в городе Олонец, Олонецкого района Республики Карелия, что подтверждается актами оказанных услуг; при этом доказательств невыполнения истцом своих обязанностей в рамках договора, путем составления и направления соответствующего акта истцу, а также в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктами 16 и 20 договора, ответчик судам не представил и претензий о ненадлежащем качестве услуг ответчик не заявил, также не представлено доказательств того, что отходы не вывозились, вывозились другим лицом или самостоятельно ответчиком; истец при начислении суммы платы за услуги правомерно применял установленные тарифы; период фактически рассчитан истцом с мая 2018 года по декабрь 2019 года.
Таким образом, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец исполнил обязательства надлежащим образом, доказательств оплаты ответчиком не представлено, в связи с чем требования истца о взыскании 107 323 руб. 48 коп. задолженности являются правомерными и обоснованно удовлетворены апелляционным судом.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с изложенным кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки оспариваемых ответчиком выводов апелляционного суда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом всестороннего рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. В данном случае указанные доводы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, а по своей сути направлены на иную оценку имеющихся доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А26-6495/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Капитал" без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.