26 мая 2020 г. |
Дело N А52-1746/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 26.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А52-1746/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евроавто Плюс", адрес: 182105, Псковская обл., г. Великий Луки, ул. Лизы Чайкиной, д. 31/1, лит. А, 1-й этаж, пом. 5А, ОГРН 1086025002700, ИНН 6025031450 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с Псковской таможни, адрес: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031 (далее - Таможня), 103 821 руб. 42 коп. излишне взысканных таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 09.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2020, заявленное требование удовлетворено, кроме того, с Таможни в пользу Общества взыскано 4115 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.12.2019 и постановление от 17.02.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, неполнота и противоречивость сведений в документах свидетельствуют о недостаточном документальном подтверждении Обществом таможенной стоимости ввезенных товаров; таможенная стоимость ввезенных товаров значительно отличается от цены реализации аналогичных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации; основания для проведения дополнительной проверки Общество не устранило, не обжаловало решение Таможни о корректировке таможенной стоимости; суды не учли, что Общество не обращалось в таможенный орган с заявлениями о внесении изменений в сведения, заявленные в спорной декларации на товары (далее - ДТ), о возврате излишне взысканных таможенных платежей, не соблюло обязательный досудебный порядок обращения с заявлением о возврате.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного 31.05.2016 с компанией "CONTINENTAL TRANSPORT" (Литовская Республика) внешнеторгового контракта N 46 (далее - Контракт) Общество ввезло и представило к таможенному оформлению по ДТ N 10225030/010616/0001848 товары - бывшие в употреблении запасные части для ремонта моторных транспортных средств, определив их таможенную стоимость в соответствии со статьей 4 действовавшего в проверяемый период Соглашения между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) по первому методу ее определения (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) и исходя из заявленной таможенной стоимости исчислив таможенные платежи.
Как следует из принятого Таможней 02.06.2016 решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ N 10225030/010616/0001848, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо не подтверждены должным образом; с использованием системы управления рисками установлено недостаточное документальное подтверждение заявленной Обществом таможенной стоимости товаров, а также ее расхождение с ценовой информацией по однородным товарам, имеющейся в распоряжении таможенного органа, что может свидетельствовать о наличии условий или обязательств, влияние которых на цену товара не может быть количественно подтверждено.
В решении о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товаров Таможня запросила у Общества документы и пояснения по факту указания в коммерческих документах неполных сведений о товарах, их качественные характеристики, оказывающие влияние на стоимость товаров, надлежащим образом оформленную международную товарно-транспортную накладную (CMR), экспортную таможенную декларацию, цены на аналогичные товары на мировом и внутреннем рынках, сведения о стоимости декларируемых товаров из независимых источников (например, заключение эксперта), пояснения по условиям продажи, ведомость банковского контроля, платежные документы, выписки с лицевого счета Общества об оплате спорной и предыдущих партий товаров (при наличии), бухгалтерские и коммерческие документы о принятии на учет и реализации ранее задекларированных товаров и о предстоящей реализации товаров, задекларированных по спорной ДТ, другие документы и сведения, которые может представить декларант для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров и устранения основания для проведения дополнительной проверки.
Решением о проведении дополнительной проверки Обществу было предложено до 02.06.2016 представить обеспечение уплаты таможенных платежей.
Письмом от 05.07.2016 Общество во исполнение решения о проведении дополнительной проверки представило Таможне пояснения по условиям формирования и согласования цены товаров, поставлявшихся по Контракту, условиям продаж, копии надлежащим образом оформленной CMR, экспортной таможенной декларации с выборочным переводом на русский язык, платежное поручение от 03.06.2016 N 65, справку о формировании цены реализации товара на внутреннем рынке Российской Федерации, документы по реализации товара на внутреннем рынке.
Письмом от 08.07.2019 продавец товаров - компания "CONTINENTAL TRANSPORT" представила Таможне пояснения по условиям продажи товаров Обществу, подтвердило факты их продажи и доставки.
Проанализировав представленные документы, придя к выводу о неподтверждении таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной ДТ, Таможня 05.08.2016 приняла решение о ее корректировке резервным методом (статья 10 Соглашения).
Указанное решение Общество в судебном порядке не обжаловало.
В результате корректировки таможенной стоимости ввезенных Обществом товаров подлежавшая уплате сумма таможенных платежей составила 103 821 руб. 42 коп.
Указанная сумма взыскана с Общества решениями о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, налогов.
Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании 103 821 руб. 42 коп. излишне взысканных таможенных платежей.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 64 действовавшего в рассматриваемом периоде Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу абзаца первого пункта 3 статьи 1 Соглашения таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ - 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ - 1994.
Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения (пункт 1 статьи 2 Соглашения).
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, для чего вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 14 действовавшего в рассматриваемый период Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В статье 69 ТК ТС также предусмотрено, что для проведения контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене (здесь и далее также - предусмотренных статьей 5 Соглашения дополнительных начислениях к цене) не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
При этом выявление в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) отдельных недостатков, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
Аналогичный правовой подход отражен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 49).
В ходе проведения контроля обоснованности заявленной Обществом таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10225030/010616/0001848, Таможня с использованием системы управления рисками выявила, что цены декларировавшихся ранее товаров по сравнению с ценой товаров того же класса и вида, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза в соответствующий период на сопоставимых условиях поставки, ниже.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что Общество при таможенном декларировании и во исполнение решения Таможни о проведении дополнительной проверки представило Контракт, инвойс от 31.05.2016 СТ N 3041 и упаковочный лист к нему, копию надлежащим образом оформленной CMR N 6СТ46, платежное поручение от 03.06.2016 N 65, экспортную декларацию страны отправления от 03.06.2016 N 16LTKR1000EK032234 с выборочным переводом, выписку банка об операциях на расчетном счете Общества за 03.06.2016, коммерческое предложение продавца от 29.05.2016, справку о формировании цены от 04.07.2016.
В представленном Обществом акте экспертизы от 06.06.2016 N 056 указаны повреждения ввезенных Обществом по Контракту запчастей.
В ответном на решение о проведении дополнительной проверки письме от 04.07.2019 Общество пояснило Таможне, что поставленные по Контракту запчасти, снятые с утилизированных транспортных средств, не подлежат установке на транспортные средства без предварительной доработки.
Суды установили, что ассортимент и цена товаров, указанные в пункте 1.3.4 Контракта, совпадают с коммерческим предложением продавца. Сведения о товарах в инвойсе и упаковочном листе к нему идентичны указанным в пункте 1.3.4 Контракта.
На расхождения в данных документах Таможня в решении не ссылалась.
Масса и наименование ввезенных товаров, указанные в CMR N 6СТ46, соответствуют указанным в инвойсе и упаковочном листе, в CMR имеется ссылка на инвойс от 31.05.2016.
Суды первой и апелляционной инстанций, сопоставив экспортную декларацию и инвойс, не установили а них противоречий.
Кроме того, в ответ на решение о проведении дополнительной проверки Общество представило с пояснениями копии ДТ N 10225030/030616/1868, 10225030/060616/0001885,10225030/140616/0001997,10225030/150616/0002027, 10225030/100616/0001955, 10225030/270616/0002154, по которым ввозило аналогичные товары по контрактам с компанией "CONTINENTAL TRANSPORT".
Как указано в пункте 10 постановления N 49, система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ - 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Судами установлено, что материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что представленные Обществом в процессе таможенного оформления и таможенного контроля документы позволяют однозначно установить структуру таможенной стоимости товара, а также подтверждают заявленные декларантом сведения, т.е. являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенных по спорной ДТ товаров.
Таким образом, суды не установили оснований, препятствующих применению декларантом метода определения таможенной стоимости спорного товара - по цене сделки.
Суды обоснованно отклонили довод таможенного органа об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований ввиду несоблюдения им досудебного порядка урегулирования спора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 45 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, обращение в суд с имущественным требованием о возврате излишне взысканных таможенных платежей не предполагает соблюдение процедуры, установленной статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
При излишнем взыскании таможенных платежей их поступление в бюджет связано с ошибочными действиями (решениями) таможенного органа и является изначально неосновательным. Следовательно, плательщик вправе защищать в судебном порядке свое право на имущество, в том числе посредством истребования излишне взысканных таможенных платежей.
В случае незаконного взыскания таможенных платежей на плательщика не возлагается обязанность по предварительному обращению в таможенный орган с заявлением об их возврате в порядке, установленном статьей 147 Закона N 311-ФЗ, поскольку урегулирование вопроса о возврате излишне взысканного налога в административном порядке в этом случае является правом, а не обязанностью плательщика.
При этом вопреки доводам Таможни суды двух инстанций установили, что Общество не основывает требование о возврате излишне взысканных платежей на новых доказательствах, а ссылается на отсутствие у Таможни правовых оснований для принятия решения о корректировке таможенной стоимости.
Довод Таможни о пропуске Обществом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срока на обжалование решения о корректировке таможенной стоимости правомерно отклонен судами, поскольку предметом спора является требование о взыскании излишне взысканных таможенных платежей.
Довод Таможни о взаимозависимости Общества и компании-продавца не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Ссылка Таможни на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" несостоятельна, поскольку содержащиеся в нем разъяснения не относятся к предмету настоящего спора.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судом доказательств, которые предусмотрены статьей 71 АПК РФ.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А52-1746/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.