26 мая 2020 г. |
Дело N А56-42915/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Профит" Тихомировой Н.Ю. (доверенность от 25.06.2019), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Титова А.Е. (доверенность от 09.01.2020), от Ковалева А. С. - Ахуновой Э.М. (доверенность от 18.03.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А56-42915/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Профит", адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 28, лит. И, офис 19, ОГРН 1157847233675, ИНН 7804266236 (далее - ООО "Профит"), обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция, МИФНС N 15) о признании недействительным решения МИФНС N 15 от 10.11.2017 N 181125А о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ТК Фаворит" (далее - ООО "ТК Фаворит").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ковалев Александр Сергеевич.
Решением суда от 02.07.2019 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.10.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Профит" просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что суды неправильно применили часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), указывает на то, что материалами дела не опровергнут факт ненадлежащего уведомления заявителя о начале процедуры ликвидации и факт наличия у ООО "ТК Фаворит" непогашенной кредиторской задолженности перед заявителем на момент подачи документов о государственной регистрации ликвидации общества.
Податель жалобы ссылается на то, что суд не учёл, что пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена обязанность ликвидатора уведомить кредитора в письменной форме, эта обязанность не была исполнена, порядок ликвидации нарушен, что, по мнению подателя жалобы, подтвердил представитель ликвидатора в судебном заседании апелляционной инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что решение налогового органа не соответствует статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), в соответствии с которой несоблюдение порядка проведении процедуры ликвидации юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации, а также нарушает права заявителя, предусмотренные статьями 61 - 64 ГК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Ковалев А.С. считает кассационную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, указывает на то, что процедура ликвидации в результате ошибки проведена с нарушениями, кредитор - ООО "Профит" не был надлежащим образом уведомлен о начале процедуры и ликвидации должника, впоследствии ликвидатором была обнаружена также неучтённая дебиторская задолженность, за счёт которой могут быть произведены расчёты с ООО "Профит".
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Профит" и Ковалева А.С. подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель налоговой инспекции обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
ООО "ТК Фаворит" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 07.07.2015, ОГРН 1157847234489. Его единственным участником является Ковалев А.С.
Ковалевым А.С. принято решение от 10.04.2017 о ликвидации ООО "ТК Фаворит" и назначении себя ликвидатором общества.
В ЕГРЮЛ внесена запись от 19.04.2017 о принятии решения о ликвидации общества и назначении ликвидатора.
Сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "ТК Фаворит" опубликовано в Вестнике государственной регистрации от 03.05.2017.
На основании решения налогового органа от 23.10.2017 в ЕГРЮЛ внесены сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "ТК Фаворит".
МИФНС N 15 принято решение от 10.11.2017 N 181125А о государственной регистрации ликвидации ООО "ТК Фаворит".
Ссылаясь на то, что он является кредитором ООО "ТК Фаворит", он не был извещен о ликвидации общества, с ним не были проведены расчеты в ходе процедуры ликвидации общества, задолженность не была включена в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс общества, ООО "Профит" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции сослался на пропуск заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на подачу заявления в арбитражный суд и отказал в удовлетворении требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, а также сослался в постановлении на то, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается нарушение регистрирующим органом законодательства при принятии оспариваемого решения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, полагает, что решение и постановление подлежат отмене, поскольку выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделаны преждевременно без исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Сделав вывод о том, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок заявителем пропущен, суды первой и апелляционной инстанций не установили, когда ООО "Профит" стало известно о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа.
Суд первой инстанции, сославшись лишь на пропуск указанного срок, не исследовал обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований.
Суды обеих инстанций не дали оценку доводам заявителя о том, что представленные ликвидатором в регистрирующий орган промежуточный и ликвидационный балансы содержали недостоверные сведения, ликвидатором не выполнена установленная законом обязанность по уведомлению кредитора в письменной форме о ликвидации должника, а в случае недостаточности имущества должника для расчётов с кредиторами - ликвидатором не подано заявление о признании должника банкротом.
Указанные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, имеют существенное значение для правильного разрешения настоящего спора, в связи с чем подлежат включению в круг обстоятельств, подлежащих исследованию судом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (пункт 4 указанной статьи).
Статьёй 62 ГК РФ предусмотрены обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен статьёй 63 ГК РФ.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу пункта 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Случаи, когда допускается отказ в государственной регистрации, перечислены в пункте 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случаях:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.
Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 от 15.01.2013 N 11925/12, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующие орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Таким образом, обстоятельства, связанные с достоверностью представленного ликвидатором в регистрирующий орган промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, имеют значение для правильного разрешения настоящего спора, однако они не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новее рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и с учётом доводов сторон дать установленным обстоятельствам правовую оценку, а также решить вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе между участвующими в деле лицами.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А56-42915/2019 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.