26 мая 2020 г. |
Дело N |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 26.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 13.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А05П-408/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Нефтяной компании "Юшар" (адрес: 166000, г. Нарьян-Мар, ул. В.И. Ленина, д. 33б, оф. 400; ОГРН 1038302271215; ИНН 8300003504; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (адрес: 166000, г. Нарьян-Мар, ул. В.И. Ленина, д. 27в; ОГРН 1058383006208; ИНН 2983003263; далее - Департамент), оформленного распоряжением от 25.02.2019 N 213-р, о прекращении права пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (адрес: 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Оленная, д. 25а; ОГРН 1048302305875; ИНН 8300006417; далее - Инспекция).
Решением суда первой инстанции от 13.09.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия серии НРМ N 00553 ТЭ на право пользования недрами со сроком действия до 31.12.2019 в целях добычи песка и песчано-гравийного материала на месторождении "Северное-5" для обустройства нефтяных месторождений и строительства автодороги в Ненецком автономном округе.
В соответствии с договором об условиях пользования недрами (Приложение 1 к лицензии) владелец лицензии производит уплату иных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа для юридических лиц (пункт 9.2 статьи 9).
Согласно пункту 10.4 договора обязательства, предусмотренные в статье 9 договора, считаются существенными.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекция выявила наличие у Общества по состоянию на 21.07.2016 недоимки по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, транспортному налогу, налогу на имущество на общую сумму 17 688 240 руб., начислила ему 4 824 959 руб. 24 коп. пени и 457 000 руб. штрафов, направив требование об их уплате N 5553 в срок до 11.08.2016.
На основании писем Инспекции от 19.05.2017 N 18-09/0687, от 12.07.2017 N 2.8-22/05246, от 11.08.2017 N 2.8-22/06022 о наличии у Общества задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам Департамент распоряжением от 25.08.2017 N 794-р приостановил право пользования недрами по указанной лицензии до погашения задолженности.
Департамент также направил Обществу уведомление от 25.08.2017 N 6647 об устранении существенных нарушений условий пользования недрами в течение 3-х месяцев с момента его получения. Данное уведомление недропользователем не получено и вернулось в Департамент 06.10.2017 в связи с истечением срока хранения.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2018 по делу N А05-14598/2018 в отношении Общества введена процедура наблюдения по делу о банкротстве.
Распоряжением Департамента от 25.02.2019 N 213-р право пользования недрами, предоставленное Обществу по лицензии, прекращено.
Общество, не согласившись с распоряжением Департамента о прекращении права пользования недрами, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что Департаментом процедура принятия решения о прекращении права пользования недрами не соблюдена, а также исходя из того, что требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к Обществу только в порядке, установленном законодательством о банкротстве, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 10 части второй статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Как предусмотрено пунктом 2 части второй статьи 20 Закона N 2395-1, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органом, предоставившим лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество допустило нарушение существенных условий лицензии.
Вместе с тем в силу части четвертой статьи 21 Закона N 2395-1 в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона N 2395-1, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
Как предусмотрено Административным регламентом, решению о досрочном прекращении права пользования участками недр предшествует, в частности, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами, рассмотрение материалов на Комиссии и принятие рекомендательного решения (пункт 99); решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии (пункт 108); пользователю недр направляется уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 109); комплект документов в отношении конкретного участка недр направляется на повторное рассмотрение Комиссии в случае неустранения пользователем недр нарушений, указанных в уведомлении (пункт 111); приказ о досрочном прекращении права пользования недрами подписывается в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр (пункт 117).
Как установлено судами двух инстанций, уведомление от 25.08.2017 N 6647 об устранении существенных нарушений условий пользования недрами в течение 3-х месяцев с момента его получения не получено адресатом и возвращено за истечением срока хранения 06.10.2017, что влечет для самого пользователя недр риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу.
Между тем, как установлено судами, в рассматриваемом случае при принятии оспариваемого распоряжения Департамент не применял соответствующие нормы Административного регламента, а целью принятия меры в виде приостановления права пользования недрами явилось побуждение Общества к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, указанных в требовании Инспекции N 5553 по состоянию на 21.07.2016.
Исходя из этого, суды, установив несоблюдение Департаментом процедур, предполагающих проверку и фиксацию устранения (неустранения) пользователем недр выявленных нарушений, пришли к выводу о недоказанности обстоятельств, предусмотренных частью четвертой статьи 21 Закона N 2395-1, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
При этом в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.20.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении Общества наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного этим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что с даты введения в отношении Общества процедуры наблюдения мера административного воздействия в виде досрочного прекращения права пользования недрами не могла применяться с целью его побуждения к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, указанных в требовании Инспекции N 5553 по состоянию на 21.07.2016.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд первой инстанции удовлетворил заявление пользователя недр, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Департамента, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 13.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А05П-408/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.