27 мая 2020 г. |
Дело N А42-9740/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 27.05.2020 без вызова сторон кассационную жалобу Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А42-9740/2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации муниципального образования Кандалакшский район, адрес: 184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 34, ОГРН 1025100539430, ИНН 5102050634 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакше Мурманской области (межрайонное), адрес: 184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 8, ОГРН 1025100537923, ИНН 5102007244 (далее - Управление), от 27.06.2019 N 141 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - решение).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2020, в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Учреждение, не согласившись с выводами судов, подало кассационную жалобу на принятые по делу судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Учреждение в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение от 18.11.2019 и постановление от 03.02.2020 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и необходимыми сведениями по утвержденной форме в адрес Учреждения не направлялось, а направлялся только протокол проверки. При указанных обстоятельствах Учреждение полагает, что было лишено возможности в установленный 5-дневный срок устранить выявленные Управлением нарушения в сведениях по форме СЗВ-М в отношении двух застрахованных лиц за июль 2017 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Законность обжалуемых решения и постановления, рассмотренных в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждением 31.07.2017 в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи представлены в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходные" за июль 2017 года в отношении 108 застрахованных лиц.
Согласно протоколу проверки от 31.07.2017, полученному страхователем 01.08.2017, представленная форма СЗВ-М за июль 2017 года не была принята в отношении 2 сотрудников Учреждения.
Учреждением 14.02.2019 представлены в Управление сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года по типу "дополняющие" в связи с выявлением ошибок в ранее представленных сведениях.
Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.05.2019 N 141.
По результатам рассмотрения указанного акта Управлением 27.06.2019 принято решение о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в виде наложения штрафа в размере 1 000 руб.
Посчитав решение Управления незаконным, нарушающим права и законные интересы Учреждения, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства, признали, что Управление правомерно начислило Учреждению финансовые санкции в размере 1 000 руб., в связи с чем отказали Учреждению в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М по типу "исходные" за июль 2017 года в отношении 108 застрахованных лиц Учреждение представило 11.07.2017, то есть в установленный срок.
В отношении двух работников Учреждения представленная форма СЗВ-М за июль 2017 года контролирующим органом не принята, о чем составлен протокол проверки отчетности от 31.07.2017, который направлен Учреждению и получен последним 01.08.2017.
Факт получения указанного протокола проверки Учреждением не оспаривается и не опровергается.
В связи с выявлением Управлением ошибок в ранее представленных сведениях Учреждение лишь 14.02.2019 представило сведения по типу "дополняющие" за указанный период 2017 года в отношении двух застрахованных лиц.
В случае если страхователь представил неполные или недостоверные сведения по форме СЗВ-М по типу "исходные" в отношении застрахованных лиц и впоследствии (по истечении срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ) представил сведения по типу "дополняющие" на застрахованных лиц, на которых ранее сведения представлены не были, то в отношении такого страхователя применяются финансовые санкции за представление неполных сведений по форме СЗВ-М, предусмотренные частью 3 статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Ссылки подателя жалобы на положения статьи 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела правомерно отклонены судами, как несостоятельные.
Пунктом 24 Инструкции установлено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.
Согласно пункту 36 Инструкции контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Однако, как установлено судами, сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за июль 2017 года были представлены Учреждением не в результате самостоятельного выявления ошибки, а только после получения протокола Управления от 31.07.2017, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В протоколе Управлению сообщено о необходимости устранить ошибки и представить достоверные сведения о двух застрахованных лицах.
Из материалов дела видно, что дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2017 года Учреждением направлены в Управление только 14.02.2019, то есть по истечении пяти дней со дня получения протокола проверки, которым страхователь был уведомлен о допущенном несоответствии в представленных индивидуальных сведениях.
В такой ситуации, как верно указали суды, положения пункта 37 и пункта 39 Инструкции применению не подлежат.
Размер финансовых санкций определен Управлением в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в размере 1 000 руб.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Учитывая, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" были представлены Учреждением после получения уведомления Управления о выявленных ошибках (несоответствиях) и со значительном нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока (более чем на год), а также учитывая размер примененных финансовых санкций, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер штрафа. Примененные к заявителю финансовые санкции соразмерны допущенным Учреждением нарушениям, не носят избыточного и карательного характера и не влекут причинение значительного ущерба заявителю.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения заявленных Учреждением требований о признании оспариваемого решения Управления недействительным у судов отсутствовали.
Доводы подателя жалобы, не согласного с произведенной судами правовой оценкой фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку каких-либо существенных нарушений в применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, не усматривается, кассационная жалоба Учреждения не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А42-9740/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район - без удовлетворения.
Судья |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.