27 мая 2020 г. |
Дело N А56-6965/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Житково" Румянцева О.С. (доверенность от 22.02.2019),
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А56-6965/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Житково", адрес: 188903, Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Житково, Центральная ул., д. 15, ОГРН 1184704017629, ИНН 4704104405 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным выраженного в письме от 08.11.2018 N А-6820 отказа администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, и об обязании Администрации в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу судебного акта устранить нарушение прав заявителя путем предварительного согласования предоставления земельных участков площадью 20 005 кв.м, 44 235 кв.м, 92 039 кв.м, 20 704 кв.м, 11 534 кв.м, 10 260 кв.м, 124 080 кв.м, 15 814 кв.м, 115 583 кв.м, 50 710 кв.м, и утверждения схем расположения указанных участков на кадастровом плане территории, приложенных к заявлению Общества от 10.06.2018.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2019 требования Общества удовлетворены частично: признан незаконным отказ Администрации в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образуемых в результате раздела участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421; на Администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушение прав заявителя путем утверждения схем расположения участков площадью 20 005 кв.м, 44 235 кв.м, 92 039 кв.м, 20 704 кв.м, 11 534 кв.м, 10 260 кв.м, 124 080 кв.м, 15 814 кв.м, 115 583 кв.м, 50 710 кв.м, приложенных к заявлению Общества от 10.06.2018; в удовлетворении остальной части заявления отказано; с Администрации в пользу Общества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 29.05.2019 и постановление от 15.10.2019, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Податель жалобы считает, что суды, посчитав возможным образование земельных участков путем раздела исходного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, в отношении которого не определены координаты местоположения его границ, неверно истолковали положения статей 6, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направила, что в силу статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Администрации от 26.02.2015 N 1167 по заявлению акционерного общества закрытого типа "Житково" - правопредшественника Общества были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане под образуемый многоконтурный земельный участок путем раздела участка общей площадью 4 184 962 кв.м с кадастровым номером 47:01:0000000:421 по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный р-н, МО "Гончаровское сельское поселение", АОЗТ "Житково", относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В дальнейшем акционерное общество "Житково", ссылаясь на принадлежность ему участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421 на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании на основании постановления главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 04.12.1992 N 3227 и в соответствии со свидетельством N 812, выданным 25.12.1992, а также указывая на истечение срока действия схем, утвержденных постановлением от 26.02.2015 N 1167, обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схем расположения на кадастровом плане территории 10 земельных участков, образуемых в результате разделе участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421.
Письмом от 27.07.2018 Администрация уведомила заявителя о невозможности рассмотрения вопроса об утверждении представленных им схем со ссылкой на то, что согласно сведениям публичной кадастровой карты границы земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, из которого предполагается образование участков, не установлены.
Полагая отказ Администрации в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории незаконным и нарушающим права Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии отказа Администрации в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой плане территории по приведенным в нем основаниям требованиям действующего земельного законодательства, поэтому удовлетворили требования заявителя в этой части, возложив на Администрацию обязанность утвердить названные схемы.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, при его разделе могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 названного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Как указано в пункте 13 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 16 той же статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 той же статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
По смыслу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший соответствующее решение.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, суды пришли к выводу о том, что Администрация не подтвердила наличие предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении представленных заявителем схем расположения земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Суды также учли, что ранее Администрацией уже утверждались схемы расположения участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421.
Отклоняя довод Администрации о несоответствии земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421 требованиям статьи 6 ЗК РФ, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что названный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет, в связи с чем по смыслу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является объектом недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
На обстоятельства несоответствия представленных заявителем схем установленным законом и иными нормативными правовыми актами требованиям Администрация не ссылалась.
При таком положении суды, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, придя к выводу о несоответствии оспариваемого Обществом отказа Администрации в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории требованиям статьи 11.10 ЗК РФ, и нарушении им прав Общества, обоснованно удовлетворили требования заявителя в указанной части.
Учитывая изложенное кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.