28 мая 2020 г. |
Дело N А56-4366/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.05.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Арсенал" Данилова А.В. (доверенность от 14.01.2020 N 190/005-178),
рассмотрев 26.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Арсенал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу N А56-4366/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Арсенал", адрес: 195009, Санкт-Петербург, улица Комсомола, дом 1-3, ОГРН 1027802490540, ИНН 7804040302 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Калининского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - Отдел) от 05.10.2018 N 2-11-7/3/1-72 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны в части пунктов 1 - 70.
Решением суда первой инстанции от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отдел о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Отделом в период с 04.10.2018 по 05.10.2018 на основании распоряжения от 15.08.2018 N 2-11-7 в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля устранения нарушений требований в области гражданской обороны, перечисленных в предписании от 23.09.2017 N 2-11-11/3/1-72.
В ходе проверки Отделом установлено, что ранее выданное предписание Обществом не исполнено в полном объеме: защитные сооружения гражданской обороны с инвентаризационными номерами 1298, 1301, 1302, 1303, 0309 не приведены в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
По результатам проверки 05.10.2018 Отделом составлен акт от 05.10.2018 N 2-11-7, а также выдано Обществу новое предписание N 2-11-7/3/1-72, в котором предложено устранить выявленные нарушения в срок до 01.08.2019.
Общество не согласилось с предписанием в части пунктов с 1-70, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели фактических и правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден "Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок N 1309).
В силу пункта 2 Порядка N 1309 к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежища, которые являются защитными сооружениями гражданской обороны, предназначенными для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
На основании пункта 3 Порядка N 1309 убежища создаются: для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.
В соответствии с пунктом 10 названного Порядка организации, создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, а также обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10 Положения).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены "Правила эксплуатации защитных сооружений" (далее - Правила).
В силу пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, согласованные и заверенных органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В данном случае суды, ссылаясь на пункт 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, установили наличие у Общества договора от 31.03.2011 N 04-Б/ГО-0079, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и ГУ МЧС по Санкт-Петербургу в котором указано, что Общество приняло на ответственное безвозмездное хранение и безвозмездное пользование средства коллективной защиты - убежища 1298, 1300, 1301, 1302, 1303, 1309
Суды заключили, что статус защитных сооружений гражданской обороны убежищ N 1298, 1301, 1302, 1303, 1309 подтверждается паспортами убежища, в которых в качестве эксплуатирующей организации поименовано Общество.
Данный факт также подтверждается инвентаризационными карточками защитных сооружений гражданской обороны и актами инвентаризации.
Судебные инстанции, оценив, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что именно на Общество возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использования спорных защитных сооружений.
Ввиду изложенного довод Общества о том, что его публично - правовая обязанность по содержанию объектов гражданской обороны ограничивается убежищем с инвентарным номером 1300, правомерно отклонен судами двух инстанций.
Суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу N А56-4366/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Арсенал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.