28 мая 2020 г. |
Дело N А56-61999/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Филина В.С. (доверенность от 09.01.2020),
от Министерства обороны Российской Федерации Филина В.С. (доверенность от 06.12.2018),
рассмотрев 28.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А56-61999/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление N 14", адрес: 117556, Москва, ул. Фруктовая, д. 5А, ОГРН 1035009568439, ИНН 5047054473 (далее - Предприятие), о взыскании 15 554 066 руб. 55 коп. задолженности по договору от 01.08.2016 N 15 и 1 395 071 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствам за период с 23.01.2018 по 05.04.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 14.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить; принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, у судов отсутствовали правовые основания для применения к спорным правоотношениям специального срока исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство поддержало правовую позицию Учреждения.
В судебном заседании представители Учреждения и Министерства поддержали доводы, приведенные в жалобе.
Предприятие о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Учреждением (исполнителем) и федеральным государственным унитарным предприятием "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (правопредшественником Предприятия; заказчиком) заключен договор от 01.08.2016 N 15 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на выгрузочные места Предприятия".
В соответствии с пунктами 2.1 и 3.1 договора исполнитель предоставляет заказчику участок железнодорожного пути необщего пользования, примыкающий на продолжении пути N 4 станции Плесецкая Северной ж.д., общей протяженностью 280 529 метров, принадлежащий Министерству, основным пользователем которого является войсковая часть 13991; а также осуществляет подачу вагонов, прибывших в адрес заказчика, с выставочного пути на погрузо-выгрузочные места заказчика для проведения грузовых операций, и уборку вагонов с погрузо-выгрузочных мест после окончания грузовых операций с постановкой на выставочный путь, предоставляет заказчику участок железнодорожного пути для проследования вагонов, прибывших в адрес заказчика, а также оказывает услуги по маневровой работе, не связанной во времени с подачей и уборкой вагонов (далее - услуги). Исполнитель оказывает услуги на основании заявки заказчика.
В силу пункта 2.2 договора заказчик обязуется оплатить оказанные исполнителем услуги в порядке и в срок, установленные договором.
Ссылаясь на надлежащее оказание услуг по договору в 2013, 2014, 2015, 2016 года и в 1, 2, 3 кварталах 2017 года, а также оставление Предприятием соответствующих претензий (от 21.12.2017 N 29/3/2187, от 25.01.2018 N 29/3/137) без исполнения, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусматривает, что Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Устав определяет условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Статья 10 Устава определяет, что грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
В соответствии со статьей 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 ГК РФ).
Предметом договора является в том числе подача вагонов, прибывших в адрес Предприятия, с выставочного пути на погрузо-выгрузочные места заказчика для проведения грузовых операций, и уборка вагонов с погрузо-выгрузочных мест после окончания грузовых операций с постановкой на выставочный путь.
Как следует из пункта 2.1 договора, правоотношения сторон по договору регулируются нормами, содержащимися в Уставе, приказе Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.07.2003 N 26 "Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", приказе Минобороны России и Минтранса России от 09.10.2007 N 413/146 "Об утверждении Порядка осуществления проектирования, строительства, эксплуатации, текущего содержания и ремонта железнодорожных путей необщего пользования объектов Министерства обороны Российской Федерации и расчетов за выполненные работы" и другими нормативными актами, регулирующие отношения перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что расчет платы за оказанные услуги по договору осуществляется в соответствии с Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими открытому акционерному обществу "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденным распоряжением открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 30.05.2012 N 1056р, а также Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15.
Поскольку подача и уборка вагонов с выставочного пути необщего пользования связана с осуществлением перевозок груза, правоотношения сторон, вытекающие из спорного договора, регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Устава.
До принятия судом решения ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Понятие исковой давности как срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, введено в гражданское законодательство для обеспечения стабильности гражданского оборота и защиты прав и законных интересов его участников (статья 195 ГК РФ).
В течение этого срока суд обязан предоставить защиту указанному лицу.
Суд может предоставить защиту и по истечении срока исковой давности, но только в случае, если противная сторона до вынесения решения не заявит о его пропуске. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является достаточным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
По общему правилу срок исковой давности составляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, однако законом может быть установлено и иное (статья 196, пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков (статья 126 Устава).
Согласно пункту 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков.
При определении правоотношений, по которым иски должны предъявляться в указанные сроки исковой давности, необходимо руководствоваться положениями статьи 120 Устава.
Учреждение предъявило иск о взыскании задолженности за оказанные в 2013, 2014, 2015, 2016 года и в 1, 2, 3 кварталах 2017 года услуги по договору, исковое заявление подано в арбитражный суд 31.05.2019, то есть с пропуском срока исковой давности, об истечении которого заявил ответчик.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно в иске отказали.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А56-61999/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.