28 мая 2020 г. |
Дело N А26-7154/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 21.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройгарант" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А26-7154/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройгарант", адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Лесной пр., д. 29, оф. 64, ОГРН 1071001008242, ИНН 1001190885 (далее - ООО "Стройгарант", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), от 19.03.2019 N 562 об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы от 14.03.2019 N 77.
Решением суда Арбитражного суда Республики Карелия от 24.09.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.09.2019 и постановление от 25.12.2019, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, предусмотренная в проекте освоения лесов на 2019 - 2021 годы деревянная постройка каркасного типа, используемая в рекреационных целях, не является объектом недвижимости исходя из признаков, приведенных в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а является временной постройкой, поэтому на него не распространяются правила статьи 222 ГК РФ, положенные в основу отрицательного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы от 14.03.2019 N 77 и выводов судебных инстанций.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.04.2020 в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 рассмотрение кассационной жалобы перенесено на 21.05.2020.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы и ходатайства об отложении рассмотрения дела по причине невозможности участия в судебном заседании от них не поступили, суд округа, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет лесопользование на территории лесного участка с кадастровым номером 10:20:05 20 02:246, общей площадью 0,05 га, расположенного в выделе 16 квартала 75 Лососинского участкового лесничества ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество" в западной части кадастрового квартала 10:20:05 20 02, на основании договора аренды лесного участка от 14.05.2010 N 27-р, заключенного на 20 лет с момента государственной регистрации.
Договор зарегистрирован в установленном порядке, о чем имеется запись от 16.06.2010.
Лесной участок передан арендатору для осуществления рекреационной деятельности (организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности) (пункт 1.5 договора).
В пункте 4.3.2 договора предусмотрено, что арендатор вправе осуществлять возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесного участка (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.) в соответствии с проектом освоения лесов.
Проектом освоения лесов к договору от 14.05.2010 N 27-р для осуществления рекреационной деятельности на арендованном лесном участке по договору предусмотрено размещение временной постройки - закусочной площадью 0,016 га.
Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 22.11.2010 N 134 утверждено положительное заключение по проекту освоения лесов от 15.11.2010 N 234, которым в качестве мероприятий по благоустройству спорного лесного участка предусмотрено размещение закусочной. Срок действия заключения установлен до 31.12.2018.
Общество обратилось в Министерство с заявлениями о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на 2019 - 2021 годы, в котором предусмотрен проектируемый объект - временная деревянная постройка каркасного типа, используемая в рекреационных целях, площадью 0,031 га.
Экспертная комиссия государственной экспертизы вынесла отрицательное заключение от 19.03.2019 N 77, которое утверждено приказом Министерства от 19.03.2019 N 562.
Полагая, что приказ от 19.03.2019 N 562 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, ООО "Стройгарант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК ФР) на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок).
Согласно пунктам 9, 11 названного Порядка результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Заключение экспертизы направляется лесопользователю органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение 5 дней после его утверждения.
В силу абзаца 2 пункта 10 Порядка отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству РФ, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В данном случае из отрицательного заключения от 19.03.2019 N 77 следует, что в Проекте освоения лесов Общество указало в качестве проектируемого объекта постройку площадью 0,031 га, которая уже имеется на участке и в соответствии с вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А26-384/2016 силами ООО "Стройгарант" должна быть приведена в соответствие с Проектом освоения лесов к договору от 14.05.2010 N 27-р, то есть до размеров закусочной площадью 0,016 га.
При этом материалы дела N А26-384/2016 свидетельствуют, что ООО "Стройгарант" использовало лесной участок, предоставленный ему в аренду, с нарушением Проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, что является нарушением лесного законодательства.
При таком положении судебные инстанции обоснованно заключили, что Проект освоения лесов, представленный ООО "Стройгарант" на государственную экспертизу в Министерство и предусматривающий увеличение площади застройки, фактически направлен на неисполнение судебного акта, что противоречит действующему законодательству.
Как правильно отметили суды, представленный на экспертизу Проект освоения лесов, по сути, направлен на закрепление путем получения положительного заключения экспертизы уже совершенных действий, повлекших нарушение лесного законодательства, необходимость и обязанность устранения которых возложена на Общество судебными актами по делу N А26-384/2016, которыми установлено наличие на арендуемом лесном участке незаконно созданного строения, сооружения.
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно исходили из того, что Общество не подтвердило, что оспариваемый приказ Министерства от 19.03.2019 N 562 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами двух инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А26-7154/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройгарант" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.