01 июня 2020 г. |
Дело N А56-14672/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 01 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Толкунова В.М.,
судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Куровой И.Н.,
рассмотрев 25.05.2020 в открытом судебном заседании заявление арбитражного управляющего Рогозиной Татьяны Ивановны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу N А56-76951/2014,
при участии от Управления Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу Сидорович Е.Н. (доверенность от 10.01.2020),
заявитель: арбитражный управляющий Рогозина Татьяна Ивановна,
заинтересованные лица: Министерство финансов Российской Федерации; орган, представляющий Министерство финансов Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, - Управление Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу; Управление Федерального казначейства по Ленинградской области; Отделение по городу Гатчине и Гатчинскому району Управления Федерального казначейства по Ленинградской области; Федеральная налоговая служба; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области; Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области; Гатчинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ленинградской области;
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Рогозина Татьяна Ивановна, ОГРНИП 304100121100092, ИНН 100101621590, на основании Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон N 68-ФЗ, Закон о компенсации), обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о присуждении 10 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2018 по делу N А56-76951/2014.
К участию в рассмотрении заявления привлечены в качестве заинтересованных лиц: Министерство финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Минфин), в качестве органа, представляющего Минфин на территории Санкт-Петербурга, - Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Котовского, д. 1/10, лит. В, ОГРН 1027806893531, ИНН 7812027792 (далее - Казначейство), Управление Федерального казначейства по Ленинградской области, адрес: 196066, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 63, корп. 1, ОГРН 1037821024537, ИНН 7810458024 (далее - Казначейство по Ленинградской области), Отделение по городу Гатчине и Гатчинскому району Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, Госпитальный пер., д. 17, ОГРН 1034701242630, ИНН 4705006880, Федеральная налоговая служба, адрес: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152 (далее - ФНС России), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. 7-й Армии, д. 12А, ОГРН 1044701248536, ИНН 4705013503 (далее - МИФНС N 7), Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, адрес: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 80, корп. Б, ОГРН 1047833068920, ИНН 7842012440, Гатчинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 61 (далее - Отдел).
В судебном заседании представитель Казначейства возразила против удовлетворения требования Рогозиной Т.И.
От Казначейства по Ленинградской области поступил отзыв, в котором выражено несогласие с доводами заявления.
В представленных письменных возражениях Минфин просил оставить заявление без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения заявления, своих представителей в суд не направили.
Представитель Казначейства не возражала против рассмотрения заявления в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле. Суд кассационной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не усмотрел препятствий для рассмотрения заявления в отсутствие иных представителей.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматривается арбитражным судом в соответствии с Законом N 68-ФЗ по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 27.1 АПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, Арбитражный суд Северо-Западного округа установил следующее.
ФНС России в лице МИФНС N 7 обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании закрытого акционерного общества "Эксперт" (далее - должник, ЗАО "Эксперт"), несостоятельным (банкротом).
Решением суда от 10.02.2015 (резолютивная часть объявлена 09.02.2015) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта упрощенная процедура конкурсного производства отсутствующего должника сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Рогозина Т.И.
Определением суда от 11.05.2017 (резолютивная часть объявлена 02.05.2017), оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2017, арбитражный управляющий Рогозина Т.И. отстранена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ЗАО "Эксперт".
Рогозина Т.И. обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ФНС России расходов по делу о несостоятельности (банкротстве) ЗАО "Эксперт" в размере 1 098 763 руб. 93 коп., в том числе: фиксированное вознаграждение за период с 10.02.2015 по 27.12.2017 в размере 1 037 010 руб. 97 коп., непогашенные расходы на проведение процедуры конкурсного производства в размере 61 752 руб. 99 коп.
Определением суда от 30.11.2018 по делу N А56-76951/2014/расх.3 с ФНС России в лице МИФНС N 7 в пользу Рогозиной Т.И. взыскано 210 680 руб. 30 коп., в том числе: фиксированное вознаграждение в размере 177 030 руб. 04 коп. и расходы на проведение процедуры конкурсного производства в размере 33 650 руб. 26 коп. В остальной части заявление арбитражного управляющего оставлено без удовлетворения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 определение суда первой инстанции от 30.11.2018 по указанному делу оставлено без изменения.
В целях принудительного исполнения определения суда первой инстанции от 30.11.2018 арбитражному управляющему выдан исполнительный лист от 06.03.2019 серии ФС N 029419309, который направлен в адрес Рогозиной Т.И. 01.04.2019 и возвращен в суд 18.04.2019 в связи с недоставкой.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2019 (с учетом определения суда от 22.05.2019 об исправлении опечатки) названные определение от 30.11.2018 и постановление от 14.02.2019 отменены в части отказа в возмещении арбитражному управляющему Рогозиной Т.И. транспортных расходов в сумме 23 902 руб. 70 коп. В указанной части заявление арбитражного управляющего удовлетворено. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В целях исполнения судебного акта на сумму 23 902 руб. 70 коп. арбитражному управляющему выдан исполнительный лист от 16.09.2019 серии ФС N 030746396, который направлен в адрес Отдела 16.09.2019.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени вступившее в силу определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2018 по делу N А56-76951/2014/расх.3 не исполнено и денежные средства в размере 210 680 руб. 30 коп. на счет Рогозиной Т.И. не поступили, последняя обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Арбитражный управляющий указывает, что названный судебный акт вступил в законную силу 14.02.2019 и направлен уполномоченному органу в установленные законодательством сроки. Согласно расчету заявителя общий срок неисполнения судебного акта по названному арбитражному делу на дату подачи заявления составил более 9 месяцев, что затрудняет профессиональную деятельность арбитражного управляющего, в связи с чем считает подлежащей взысканию в качестве компенсации денежную сумму в размере 10 000 руб.
Суд кассационной инстанции, оценив представленные в материалы дела документы и доводы лиц, участвующих в деле, находит заявление Рогозиной Т.И. не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В силу статьи 8 Закона N 68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11), Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется, в том числе, на случаи:
нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе:
возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.
Под денежным обязательством согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В пункте 46 Постановления N 11 указано, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 БК РФ).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
По смыслу пунктов 5-7 статьи 242.3 БК РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
БК РФ наделяет Федеральное казначейство не только общими бюджетными полномочиями (по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др.), но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 БК РФ).
В таких отношениях подразделение Федерального казначейства выступает именно в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. В этой сфере действия органа Федерального казначейства предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника. Обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
Указанный подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 10247/10.
В силу изложенного ФНС России не может самостоятельно, вне установленного БК РФ порядка исполнения судебного акта, выплатить Рогозиной Т.И. взысканные в ее пользу денежные средства, для этого необходимо соблюдение установленного БК РФ порядка предъявления исполнительного документа к исполнению, в том числе надлежащему органу исполнения.
В рассматриваемом случае взыскание было произведено судом с заявителя по делу о банкротстве - ФНС России в лице МИФНС N 7.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", если заявителем по делу выступал уполномоченный орган, то на основании пункта 3 статьи 59 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" расходы по делу о банкротстве взыскиваются с уполномоченного органа (его соответствующего территориального подразделения) за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, при этом исполнение такого судебного акта осуществляется в соответствии со статьей 242.3 БК РФ.
В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ (устанавливающей порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений) исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику - получателю средств федерального бюджета - лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Согласно части 3 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Частью 3.1 статьи 319 АПК РФ установлено, что если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Исполнительный лист вместе с копией судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист, может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем, согласно материалам дела взыскатель просила арбитражный суд первой инстанции направить исполнительный лист в ФНС России, а не в орган Федеральное казначейства. Документы, подтверждающие направление исполнительного документа от 06.03.2019 серии ФС N 029419309 в органы Федерального казначейства, в материалы дела не представлены.
Судом кассационной инстанции также учтено, что Рогозина Т.И. обратилась в арбитражный суд первой инстанции с ходатайством от 24.06.2019, отправленным по почте 21.08.2019, о выдаче исполнительного листа по делу N А56-76951/2014 о взыскании расходов и направлении его непосредственно на исполнение в порядке статьи 319 АПК РФ.
Определением председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2019 по указанному делу в удовлетворении заявления арбитражного управляющего отказано, по причине изготовления 16.09.2019 исполнительного листа серии ФС N 030746396 и его направлении судом в адрес Отдела.
Между тем, в настоящем заявлении о взыскании компенсации Рогозина Т.И. обосновывает свои требования неисполнением судебного акта только на сумму 210 680 руб. 30 коп., то есть только в части другого исполнительного листа серии ФС N 029419309, который, как отмечено выше, был направлен судом по почте в адрес заявителя 01.04.2019 и возвращен 18.04.2019 из-за невозможности вручения. Достоверность данных сведений заявитель не опровергла, своевременных и действенных мер по получению данного спорного исполнительного листа либо направлению в суд ходатайства об отправке исполнительного листа в порядке части 3 статьи 319 АПК РФ в надлежащий орган исполнения не предприняла. Обращение в таких обстоятельствах в суд 21.08.2019 нельзя признать эффективной своевременной защитой.
В отзыве на заявление Казначейство по Ленинградской области, ссылаясь на сведения, размещенные на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru, указало, что исполнительный лист, выданный на основании определения суда от 30.11.2018 по делу N А56-76951/2014/расх. 3, для организации исполнения требований исполнительного документа не поступал.
Учитывая в совокупности и взаимной связи установленные выше обстоятельства, а также приняв во внимание разъяснения, данные в Постановлении N 11, поведение самого заявителя и иных участников настоящего дела с позиции разумности и заботливости, обусловленность причин неисполнения судебного акта в разумный срок в том числе действиями самого взыскателя, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к выводу об отсутствии (с учетом конкретного исследованного временного периода событий) правовых оснований для вывода о нарушении права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок и для удовлетворения заявленного требования.
Рогозиной Т.И. при принятии заявления к производству определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2020 была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В связи с принятием судебного акта по результатам рассмотрения заявления и отказом в удовлетворении заявленных требований с Рогозиной Т.И. в доход федерального бюджета следует взыскать 300 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления.
Руководствуясь статьей 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления арбитражного управляющего Рогозиной Татьяны Ивановны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-76951/2014 отказать.
Взыскать с арбитражного управляющего Рогозиной Татьяны Ивановны, ОГРНИП 304100121100092, ИНН 100101621590, в доход федерального бюджета 300 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде кассационной инстанции.
Решение вступает в законную силу немедленно.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ (устанавливающей порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений) исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику - получателю средств федерального бюджета - лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
...
Учитывая в совокупности и взаимной связи установленные выше обстоятельства, а также приняв во внимание разъяснения, данные в Постановлении N 11, поведение самого заявителя и иных участников настоящего дела с позиции разумности и заботливости, обусловленность причин неисполнения судебного акта в разумный срок в том числе действиями самого взыскателя, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к выводу об отсутствии (с учетом конкретного исследованного временного периода событий) правовых оснований для вывода о нарушении права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок и для удовлетворения заявленного требования."
Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2020 г. N Ф07-3277/20 по делу N А56-14672/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2020 Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3277/20