01 июня 2020 г. |
Дело N А21-7402/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 27.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А21-7402/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новый дом", адрес: 236006, г. Калининград, Ленинский проспект, д. 10-14, ОГРН 1063906153299, ИНН 3906165134 (далее - заявитель, Общество, ООО "Новый дом") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253 ИНН 3906999637 (далее - Министерство) от 21.05.2019 N ДС-73/156-19 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит решение суда от 24.09.2019 и постановление от 26.12.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, у Министерства отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности так как предписание административного органа надлежащим образом исполнено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках проверки ежеквартальной отчетности Общества, как застройщика многоквартирных жилых домов по адресу: Калининградская область, Гурьевский р-н, пос. Невское, ул. Орудийная, за 3 квартал 2018 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирных жилых домов по адресу: Калининградская область, Гурьевский р-н, пос. Невское, ул. Орудийная, Министерством было выявлено, что Общество не использовало на строительство объектов 14 072 тыс. руб.
По результатам проверки 23.01.2019 Министерство выдало Обществу предписание о необходимости в срок до 31.03.2019 восстановить и использовать денежные средства участников долевого строительства в размере 14 072 тыс. руб. на строительство объектов в соответствии со статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также представить в Министерство в течение 10 рабочих дней информацию об устранении указанных нарушений с приложением подтверждающих документов.
Непредставление Обществом документов, подтверждающих исполнение предписания, послужило основанием для составления в отношении его 24.04.2019 протокола об административном правонарушении и вынесения 21.05.2019 постановления N ДС-73/156-19 о назначении административного наказания по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, которым Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о доказанности Министерством в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установив существенных процессуальных нарушений в рамках привлечения к административной ответственности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным, отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Обязанность застройщика ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе - аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности, предусмотрена пунктом 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 и действующих в рассматриваемый период; далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил указанная отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Согласно части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе, в частности, ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (пункт 6); направлять застройщикам предписания об устранении нарушений названного Закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений (пункт 9).
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, предписание от 23.01.2019 N ДС/2, которым Обществу предписано до 31.03.2019 восстановить и использовать денежные средства участников долевого строительства в размере 14 072 тыс. рублей на строительство многоквартирных жилых домов: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Невское, ул. Орудийная в соответствии со статьей 18 Закона N 214-ФЗ, заявителем не обжаловалось, за разъяснением его исполнения или о продлении срока его исполнения Общество в административный орган не обращалось, в связи с чем предписание подлежало обязательному исполнению в установленный срок.
Суды первой и апелляционной инстанций сочли, что принятые Обществом меры не в полном объеме соответствуют содержанию и смыслу предписания по устранению выявленных нарушений, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом суды удостоверились в том, что в целях исполнения предписания от 23.01.2019 N ДС/2, Застройщику необходимо было представить в срок до 31.03.2019 копии первичной учетной документации (договоры с поставщиками и подрядчиками, акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), связанных со строительством Объектов, накладные, счета-фактуры на приобретение строительных материалов и иных ценностей, связанных со строительством Объектов, платежные поручения по расчетам при строительстве Объектов за выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров, другие, связанные со строительством документы и регистры бухгалтерского учета (карточки счета, оборотно-сальдовые ведомости (аналитические ведомости) по счетам 08, 10, 50, 51, 60, 62, 76, 86 и субсчетам).
Проверив законность и исполнимость предписания Министерства от 23.01.2019 N ДС/2, установив что указанные документы Обществом представлены не были, суды пришли к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Виновность Общества оценена административным органом и судами с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Такой вывод обусловлен наличием у него реальной возможности соблюсти предусмотренные законодателем нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, с учетом вероятного негативного последствия в виде административного преследования.
Кассационная инстанция считает, что необходимые обстоятельства для обоснованного разрешения настоящего спора судами в полной мере установлены. Доводы Общества (приведенные также и в кассационной жалобе) являлись предметом тщательного рассмотрения в апелляционном суде, который правильно установил обстоятельства дела, объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А21-7402/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.