02 июня 2020 г. |
Дело N А56-101266/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Зиновьевой В.А. (доверенность от 11.12.2019 N 1375-д),
рассмотрев 01.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А56-101266/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191015, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А;
ОГРН 10278092556254, ИНН 7830000426 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 28.08.2019 N 4068 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.07.2019 N 94623.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2020, оспариваемое постановление изменено в части назначения административного наказания, административный штраф снижен до 250 000 руб.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление от 28.08.2019 N 4068 о назначении административного наказания.
В обоснование доводов жалобы ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" указывает, что спорный объект передан Предприятию в непригодном для эксплуатации состоянии, с разрушенной инфраструктурой, и находится в стадии реконструкции. Податель жалобы ссылается на то, что неудовлетворительное состояние фасадов связано с отсутствием финансирования.
Представитель ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.07.2019 специалистом ГАТИ с применением средств видеофиксации произведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 36, лит. А.
В ходе осмотра выявлено и отражено в протоколе осмотра территории от 18.07.2019, что фасад здания содержится в ненадлежащем состоянии, а именно: имеются посторонние надписи (граффити), утрата плиточного покрытия фасада.
При проведении повторного осмотра объекта 22.07.2019 с применением средств видеофиксации установлено, что посторонние надписи (граффити) устранены, между тем, имеется утрата плиточного покрытия фасада, частичное отслоение и утрата окрасочного слоя.
Усмотрев в действиях ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" нарушение пунктов 1.1, 8.1, 8.4.2, 8.4.3, 21.1, 21.2, 21.5 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, должностное лицо Инспекции в отношении Предприятия 22.07.2019 составило протокол N 94623 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена пунктом 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Постановлением ГАТИ от 28.08.2019 по делу об административном правонарушении N 4068 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70, и ему назначено административное наказание в виде 500 000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако изменил оспариваемое постановление, установив наличие оснований для снижения штрафа до 250 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Требования в сфере благоустройства, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов и размещенных на них элементов благоустройства в Санкт-Петербурге, установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
Пунктом 1.1 приложения N 5 к Правилам N 961 установлено, что уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и этими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
В силу пункта 8.2 приложения N 5 к Правилам N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечиваются поддержание технического состояния фасадов, поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Мероприятия по содержанию фасадов включают в себя их очистку и промывку не реже одного раза в год. В отношении очистки и промывки фасадов проектирование не требуется, текущий ремонт фасадов осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (в том числе водосточных труб, парапетного ограждения, флагодержателей, окрытий и отливов); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены); капитальный ремонт фасадов представляет собой комплекс работ по окраске, замене и восстановлению архитектурных деталей, элементов декора фасадов и поверхности конструктивных элементов, технического оборудования фасадов (водосточных труб) (пункты 8.4.2, 8.4.4, 8.4.5 приложения N 5 к Правилам N 961).
Неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе Правил N 961, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. (пункт 3 статьи 20 Закона N 273-70).
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, а также установив, что спорное нежилое здание принадлежит на праве хозяйственного ведения Предприятию, суды двух инстанций обоснованно признали ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" лицом, ответственным за его содержание.
Факт неисполнения Обществом обязанностей по содержанию фасада указанного здания с учетом приведенных положений Закона N 273-70 и Правил N 961 судами установлен и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (протоколы осмотра территории от 18.07.2019, 22.07.2019 с приложением фотоматериалов и схем осмотра; протокол по делу об административном правонарушении N 94623 от 22.07.2019).
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Предприятие не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах вывод судов о доказанности в действиях ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" состава вмененного ему административного правонарушения и о правомерности его привлечения к административной ответственности по пункту 3 статьи 20 Закона N 273-70 соответствует обстоятельствам дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Снижение судами назначенного административного штрафа мотивировано, основано на обстоятельствах дела, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, не обжаловано ГАТИ в кассационном порядке.
Ссылка Предприятия на то, что Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 24.09.2018 N 235 "Об утверждении Адресного перечня объектов на 2018-2022 годы" спорный объект подлежит реконструкции в 2019 году, не может быть принята во внимание ввиду отсутствия доказательств реализации программы по благоустройству окружающей среды в Санкт-Петербурге, утвержденной указанным распоряжением.
Довод Предприятия о том, что неудовлетворительное состояние фасадов связано с отсутствием финансирования, подлежит отклонению, поскольку недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от исполнения обязанностей, возложенных на него в силу закона.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А56-101266/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.