03 июня 2020 г. |
Дело N А26-4796/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 02.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А26-4796/2019,
УСТАНОВИЛ:
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства, адрес: 186222, Республика Карелия, г. Кондопога, Комсомольская ул., д. 12А, ОГРН 1021000859901, ИНН 1003000427 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185028, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265; ИНН 1001225288 (далее - Комитет), о признании недействительным предписания от 17.04.2019 N ЛК080/056/3251 в части требований Комитета о производстве перерасчета за оказанные услуги аварийно-диспетчерского обеспечения и технического обслуживания внутридомового газового оборудования (АДО и ТО ВДГО) в газифицированных домах, а также в части требований ответчика об исключении из размера платы по п. 2 и 4 предписания стоимости услуг по вывозу бытовых отходов в размере 3,90 руб. кв. м в части 0,15 руб., приходящихся на содержание мест накопления отходов. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционный суд постановлением от 10.12.2019 решение отменил, признал недействительным предписание Комитета от 17.04.2019 N ЛК080/056/3251 в части требований о производстве перерасчета за оказанные услуги АДО и ТО ВДГО в газифицированных домах, а также в части требований об исключении из размера платы по п. 2 и 4 предписания стоимости услуг по вывозу бытовых отходов в размере 3,90 руб. кв. м в части 0,15 руб., приходящихся на содержание мест накопления отходов.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам в части признания недействительным оспариваемого предписания по эпизоду исключения из размера платы по п. 2 и 4 предписания стоимости услуг по вывозу бытовых отходов в размере 3,90 руб. кв. м в части 0,15 руб. приходящихся на содержание мест накопления отходов, просит отменить постановление.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по обращению граждан, проживающих в многоквартирных домах N 11 (МКД 1) и N 11-А (МКД 2) по ул. Юности в с. Кончезеро (вх. N 1234-0 от 19.02.2019), была инициирована внеплановая документарная проверка Предприятия, издано распоряжение от 19.03.2019 N ЛК 080/Р/1612 о ее проведении.
В ходе проверки выявлено и в акте проверки от 17.04.2019 N ЛК 080/Р/1612 отражено, что в отношении МКД 1 и МКД 2 с января 2015 года по декабрь 2018 Предприятием неоднократно производилась индексация размера платы за жилое помещение, с мая 2018 года в составе платы за содержание жилого помещения не исключена плата за вывоз ТБО, кроме того, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений выставляется плата по строке "АДО и ТО ВДГО".
В связи с чем 17.04.2019 Предприятию выдано оспариваемое предписание N ЛК 080/056/3251.
Суд первой инстанции проверил оспариваемый ненормативный акт на соответствие положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), иных нормативных актов, содержащих требования в сфере лицензионного контроля, и не установив оснований, предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции полностью, принял новый акт, которым удовлетворил заявление, в том числе в части требования, касающегося исключения из размера платы по пп. 2 и 4 предписания стоимости услуг по вывозу бытовых отходов в размере 3,90 руб. кв. м в части 0,15 руб., приходящихся на содержание мест накопления отходов.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность постановления, суд кассационной инстанции считает, что в обжалуемой части постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В силу части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Судом первой инстанции установлено, что с 01.05.2018 в соответствии с Законом N 89-ФЗ на территории Республики Карелия статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен ООО "Автоспецтранс".
Общими собраниями собственников помещений МКД 1 (протокол от 24.04.2015) и МКД 2 (протокол от 23.04.2015), приняты решения о заключении договоров управления в новой редакции, в соответствии с которыми размер платы за жилое помещение составил соответственно 16,48 руб. /кв. м. и 15,70 руб. /кв. м. Утвержден перечень и стоимость работ, входящих в состав платы за содержание и ремонт общего имущества каждого МКД (приложение N 4 к договору управления), в том числе 3 руб. 90 коп. за "вывоз бытовых отходов, в том числе откачка жидких бытовых отходов" (том 1 листы 57, 68).
Таким образом, с 01.05.2018 размер платы за содержание жилого помещения подлежал уменьшению на стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО на 3 руб. 90 коп., на что было указано в пунктах 2 и 4 оспариваемого предписания.
Вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности предписания Комитета в данной части является правильным. Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд правомерно отклонил довод заявителя в отношении 0,15 руб., приходящихся на содержание мест накопления отходов, как необоснованный.
У суда апелляционной инстанции не имелось ни правовых, ни фактических оснований для отмены решения суда в данной части.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А26-4796/2019 отменить в части признания недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору N ЛК080/056/3251 от 17.04.2019 в части требований об исключении из размера платы по пунктам 2 и 4 предписания стоимости услуг по вывозу бытовых отходов в размере 3,90 руб. кв. м в части 0,15 руб., приходящихся на содержание мест накопления отходов.
В указанной части решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.08.2019 по настоящему делу оставить в силе.
В остальной части судебный акт оставить в силе.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.