03 июня 2020 г. |
Дело N А66-10967/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
рассмотрев 02.06.2020 в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" муниципального образования городское поселение поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области и общества с ограниченной ответственностью "Символ" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А66-10967/2018,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" муниципального образования городское поселение посёлок Новозавидовский Конаковского района Тверской области", адрес: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Ленинская, дом 10А, ОГРН 1166952073430, ИНН 6949108930 (далее - Предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Символ", адрес: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Советская, дом 8, ОГРН 1156952024349, ИНН 6949107358 (далее - Общество, ответчик), о взыскании 552 893 руб. 74 коп., в том числе 505 707 руб. 36 коп. долга за поставку коммунальных ресурсов (тепловая энергия, тепловая энергия на горячее водоснабжение, холодное водоснабжение) за декабрь 2017 года, 47 186 руб. 38 коп. неустойки за период с 16.01.2018 по 28.06.2018, а также неустойки с 29.06.2018 по день фактической уплаты долга.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, адрес: 170028, Тверская область, город Тверь, проспект Победы, дом 53, ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785 (далее - ГУ РЭК).
Решением суда первой инстанции от 23.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2019, с Общества в пользу Предприятия взыскано 402 058 руб. 54 коп. основного долга, 28 526 руб. 17 коп. неустойки, а также неустойка с 29.06.2018 по день фактической уплаты долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Как указывает податель жалобы, при расчете стоимости горячего водоснабжения (далее - ГВС) суды неправильно применили нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Общество, в своей кассационной жалобе ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как указывает податель жалобы, Предприятие поставило горячую воду ненадлежащего качества, в связи с чем у судов отсутствовали основания для взыскания ее стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятия Общество просит отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: Тверская область, Конаковский район, посёлок городского типа Новозавидовский, улица Заводская, дома 1, 2, 4.
Между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (исполнитель) 01.01.2017 заключен договор ресурсоснабжения N 4т/17, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять исполнителю через присоединенную сеть коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии и горячей воды. Стороны подписали договор с разногласиями, которые в окончательном виде не были урегулированы.
Договор ресурсоснабжения от 27.03.2017 N 13н/17 на поставку коммунального ресурса в виде холодной воды также заключен сторонами с протоколом разногласий.
За поставленную тепловую энергию и тепловую энергию на горячее водоснабжение (далее - ГВС) Предприятие выставило Обществу счета:
- за декабрь 2017 года от 31.12.2017 N 695 на сумму 487 263 руб. 44 коп., их них:
- 317 507 руб. 72 коп. - потребление тепловой энергии на отопление;
- 169 755 руб. 72 коп. - потребление тепловой энергии на ГВС.
За поставленную холодную питьевую воду (далее - ХВС) Обществу был выставлен счет за декабрь 2017 года от 31.12.2017 N 694 на сумму 18 443 руб. 92 коп.
Общая сумма задолженности за потребленные коммунальные ресурсы за декабрь 2017 года составляет 505 707 руб. 36 коп.
Наличие неоплаченной задолженности явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 354, удовлетворили исковые требования в части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Между сторонами имеется спор по определению размера платы за ГВС.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
В письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Судами установлено, что горячая вода поставлялась в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, фиксирующими объем теплоносителя в куб. м, и количество тепловой энергии в Гкал на нужды горячего водоснабжения.
Как следует из материалов дела, Предприятие считает, что при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывающего количество тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения, количество тепловой энергии на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению должно определяться на основании показаний этого прибора.
Судами установлено, что при расчете стоимости ресурса (горячей воды) Предприятие учитывало данные показания приборов учета и применяло соответствующий тариф.
Принимая во внимание, что тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, суды правомерно признали расчет Предприятия не соответствующим положениям приведенных норм.
Проверив представленный Обществом расчет стоимости горячего водоснабжения (том дела 3, лист 79), определенной как произведение объема потребленной за расчетный период горячей воды, определенного по показаниям прибора учета, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, суды признали его соответствующим положениям Правил N 354 и суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с данным выводом.
С учетом изложенного доводы, приведенные в кассационной жалобе Предприятия, отклоняются судом кассационной инстанции.
Общество в кассационной жалобе ссылается на несоответствие поставленной горячей воды установленным требованиям.
На основании пункта 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливает гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.4 указанных СанПиН горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В силу подпункта "д" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества регламентирован в разделе Х Правил N 354.
В силу пунктов 108 и 109 Правил N 354 по факту предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества составляется акт, который подписывается потребителем, исполнителем и иными заинтересованными лицами, в акте указываются нарушения параметров качества, время и дата предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. О составлении акта уведомляется ресурсоснабжающая организация.
Общество не представило доказательств совершения каких-либо действий в соответствии с разделом Х Правил N 354 и не представило в материалы дела акты оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленные в соответствии с приведенными нормами.
Из положений пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354 следует, что основу перерасчета по качеству ресурса, отпущенного на услугу по горячему водоснабжению, составляют почасовые показания температуры горячей воды в точке водоразбора суммарно в течение расчетного периода.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество не представило в материалы дела ведомости почасовых показаний приборов учета.
Представленные Обществом в материалы дела среднесуточные ведомости учета параметров теплопотребления в силу пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354 не могут быть положены в основу перерасчета платы за поставку некачественного ресурса.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды правомерно сочли недоказанным факт поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества.
Несогласие подателей жалоб с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование ими положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалоб.
Определениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2020 и от 16.03.2020 Предприятию и Обществу предоставлены отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения их кассационных жалоб по существу.
В связи с отказом в удовлетворении кассационных жалоб и на основании подпунктов 4 и 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Предприятия и Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию по 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А66-10967/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" муниципального образования городское поселение поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области и общества с ограниченной ответственностью "Символ" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" муниципального образования городское поселение посёлок Новозавидовский Конаковского района Тверской области", адрес: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Ленинская, дом 10А, ОГРН 1166952073430, ИНН 6949108930, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Символ", адрес: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Советская, дом 8, ОГРН 1156952024349, ИНН 6949107358, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.