03 июня 2020 г. |
Дело N А05-4384/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
рассмотрев 03.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А05-4384/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное), адрес: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 60, ОГРН 1022900521820, ИНН 2901099535 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Центр "Новгородский 74", адрес: 163000, г. Архангельск, Новгородский пр., д. 74, оф. 24, ОГРН 1022900513712, ИНН 2901095763 (далее - Общество), 824 руб. 44 коп. убытков, причиненных в результате непредставления в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета за апрель 2017 года, повлекших незаконную выплату страховой пенсии в завышенном размере Третьякову Александру Сергеевичу за июль 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Третьяков А.С.
Решением суда первой инстанции от 06.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2019, в удовлетворении исковых требований Управлению отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.08.2019 и постановление от 26.11.2019 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Как указывает податель жалобы, судами необоснованно не принято во внимание наличие подтвержденной материалами дела причинно-следственной связи между действиями Общества, выразившимися в непредставлении в установленный срок индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года в отношении сотрудника Третьякова А.С. и возникшими убытками в виде излишней выплаты указанному лицу индексированной суммы пенсии, что причинило ущерб бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Третьякову А.С., осуществляющему трудовую деятельность в Обществе, назначена выплата страховой пенсии по старости.
Из составленного Управлением по итогам проверки протокола N 145-205 видно, что 14.02.2018 указанным контролирующим органом выявлен факт излишней выплаты индексированной страховой пенсии сотруднику Общества Третьякову А.С. за июль.2017 года в общей сумме 824 руб. 44 коп.
По мнению Управления, переплата пенсии Третьякову А.С. как работающему пенсионеру произошла вследствие несвоевременного представления Обществом сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, которые поступили от страхователя лишь 16.06.2017.
Как указывало Управление, отсутствие у него сведений об осуществлении трудовой деятельности пенсионером Третьяковым А.С. в апреле 2017 года повлекло за собой необоснованное начисление пенсии за июль 2017 года с учетом индексации.
Указывая на то, что несвоевременное представление Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2017 года повлекло неправомерную выплату пенсии Третьякову А.С. в завышенном размере, и как следствие возникновение материального ущерба, Управление письмом от 20.04.2018 N 9/1093 уведомило страхователя о данном обстоятельстве и потребовало возместить ущерб.
Поскольку действий по возмещению убытков от Общества не последовало, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций полностью отказали Управлению в удовлетворении заявления, признав его необоснованным.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В этой связи в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета также ежемесячно.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В рассматриваемом случае Управление в обоснование своей правовой позиции указывало на то, что выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации за июль 2017 года осуществлялась работающему пенсионеру Третьякову А.С. исключительно по вине Общества, несвоевременно представившего сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2017 года.
Между тем судами установлено и материалами дела подтверждается, что отчет по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, в котором содержались сведения о работающем пенсионере Третьякове А.С., направлен Обществом почтовым отправлением в Управление 16.05.2017, однако согласно входящему штампу на этом отчете он поступил в контролирующий орган лишь 16.06.2017.
Отчет по форме СЗВ-М за май 2017 года, в котором также содержались сведения о работающем пенсионере Третьякове А.С., поступил в Управление 15.06.2017 с соблюдением установленных законом сроков (том 1 л.д. 78).
Тем не менее Управление 23.06.2017 приняло решение об индексации указанному застрахованному лицу страховой пенсии с 01.07.2017, несмотря на то, что на дату принятия решения Управление располагало сведениями о том, что указанный сотрудник осуществляет трудовую деятельность в Обществе.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ именно Управление обязано было на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Вопреки приведенным выше нормам Закона N 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, Управление, своевременно получив от Общества сведения о факте осуществления застрахованным лицом работы за май 2017 года, а также получив 16.06.2017 соответствующие сведения о его работе в Обществе за апрель 2017 года, которые влияли на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, не пересмотрело вынесенное 23.06.2017 решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у контролирующего органа на дату принятия решения о спорных выплатах актуальных сведений о работающем пенсионере, доводы Управления о наличии причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и действиями страхователя обоснованно признаны судами несостоятельными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения убытков Управлением не доказана.
Доводы, изложенные в жалобе Управления, не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Оценка доказательств и установление иных фактических обстоятельств к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд округа не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Управления и отмены принятых по делу решения от 06.08.2019 и постановления от 26.11.2019.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А05-4384/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.