02 июня 2020 г. |
Дело N А56-80937/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Траст лес" представителя Мыльникова Г.В. (доверенность от 09.01.2020), от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" представителя Воробьева Д.В. (доверенность от 28.12.2019 N 2020/017),
рассмотрев 28.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст лес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А56-80937/2019,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области", адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138, ОГРН 1084703000656, ИНН 4703102356 (далее - ЛОГКУ "Ленобллес", Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Траст лес", адрес: 187340, Ленинградская область, г. Кировск, ул. Набережная реки Невы, д. 19, ОГРН 1084706001710, ИНН 4706028654 (далее - Общество), об обязании провести мероприятия по очистке находящихся в аренде земель лесного фонда от захламления путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 54 выделе 36 Мгинского участкового лесничества (географические координаты N 5924228.9 Е 310041.1), на лицензированный полигон твердых бытовых отходов в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.10.2019 и постановление от 18.12.2019, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что на Общество как на арендатора лесного участка законом не возлагается обязанность по очистке леса от несанкционированных свалок коммунально-бытовых и твердых отходов, осуществленных третьими лицами. Таким образом, Общество полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Определениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2020 и от 07.05.2020 в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 в целях реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, рассмотрение кассационной жалобы перенесено на 07.05.2020, а затем отложено на 28.05.2020.
В судебном заседании 28.05.2020 представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и Обществом 24.12.2014 заключен договор аренды лесного участка N 1/З-2014-12, согласно которому в пользование ответчика передан лесной участок площадью 120 653 га, расположенный в Ленинградской области, Кировское лесничество, Березовское участковое лесничество в границах кварталов N 1-174, 1-158, Войкобайкальское участковое лесничество в границах кварталов N 1-158, 126-138, 142, 150-152, 163-168, 174-179, 187-195, 198-217, Мгинское участковое лесничество в границах кварталов N 1-131, 1-50, 53-68, 73-89, 93-111, 115-131, 138-196, Пелловское участковое лесничество в границах кварталов N 1-85, Вороновское участковое лесничество в границах кварталов N 1-26, 30, 34-41, 43-48, 19-147, Шумское участковое лесничество в границах кварталов N 33-38, 41-43, 208, 216-224, 301, 307, 308, 311-316, 402, 403, 404, 406, 409, 410, 420, 421.
В соответствии с пунктом 2.3.15 Устава ЛОГКУ "Ленобллес", утвержденного распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 27.05.2016 N 443, Учреждение осуществляет на землях лесного фонда федерального государственного лесной надзор (лесная охрана) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирование лесов).
Лесничим Мгинского участкового лесничества Кировского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" в ходе патрулирования подведомственной территории выявлен факт лесонарушения - загрязнение лесов коммунально-бытовыми отходами.
Согласно акту о лесонарушении от 23.11.2018 N 34 и фотоматериалам несанкционированное размещение отходов в объеме 18 куб.м допущено на территории Мгинского участкового лесничества в квартале N 54 выделе 36, арендатором которого является Общество по договору.
Уведомлением от 23.11.2018 лесничество сообщило Обществу о необходимости принятия мер по уборке выявленных захламлений на арендованном им лесном участке.
Актом осмотра территории от 24.06.2019 установлено, что несанкционированная свалка не ликвидирована.
В связи с тем, что по состоянию на 24.06.2019 выявленное захламление лесов Обществом не устранено, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования Учреждения обоснованными, удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из следующего.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ), статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со статьей 13 ЗК РФ в целях охраны земель, в том числе и арендаторы земельных участков, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 ЛК РФ является федеральной собственностью.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
В пункте 5 Правил установлено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 25 Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
В соответствии с договором аренды лесного участка, заключенным Обществом своей волей, в своем интересе и исходя из принципа свободы договора (статьи 1 и 421 ГК РФ), арендатор обязался осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов; выполнять требования санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, а также выполнять для этих целей другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт "и" пункта 17 договора); приводить лесной участок в прежнее состояние в предусмотренных законом случаях (подпункт "л" пункта 17 договора).
Статья 616 ГК РФ также обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами.
Содержащиеся в Правилах положения о том, что предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом.
Таким образом, исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, переданном Обществу по договору аренды лесного участка, она, как верно указали суды, подлежит ликвидации арендатором.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих совершение Обществом действий, направленных на ликвидацию обнаруженной на арендуемом им лесном участке свалки, расположенной в квартале N 54 выдела 36 Мгинского участкового лесничества.
Ссылка подателя жалобы на то, что Общество не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по устранению несанкционированной свалки должна быть возложена на государственные органы и органы местного самоуправления, судом округа отклоняется, поскольку спорный участок передан Обществу по договору аренды лесного участка и именно на него, как на арендатора, возложена обязанность по поддержанию этого имущества в исправном состоянии и осуществлению мер санитарной безопасности
Поскольку обязанность арендатора участка лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, то общие положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае не подлежали применению.
Апелляционный суд также обоснованно отметил, что Общество вправе в порядке регресса обратиться к лицу, осуществившему незаконный сброс отходов, с требованием о возмещении убытков в связи с ликвидацией свалки в случае доказанности вины последнего. В материалы настоящего дела достаточные доказательства, позволяющие установить лицо, осуществившее несанкционированный сброс отходов на переданном Обществу в аренду лесном участке, не представлены.
Исходя из изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования Учреждения об обязании Общества осуществить санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке путем ликвидации несанкционированной свалки.
Ошибочные ссылки суда апелляционной инстанции на утратившие силу нормативные правовые акты не привели к принятию неправильного судебного акта по делу.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А56-80937/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст лес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.