02 июня 2020 г. |
Дело N А52-1718/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шиловой А.И. (доверенность от 25.10.2019),
рассмотрев 02.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Псковской области от 18.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А52-1718/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВСГЦ" (адрес: 182113, Псковская обл., г. Великие Луки, Октябрьский пр., д. 125, пом. 20, 21; ОГРН 1156027006145; ИНН 6025047097; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области (адрес: 180007, г. Псков, ул. Конная, д. 10; ОГРН 1046000317032; ИНН 6027084619; далее - Управление) от 14.03.2019 N 04-016/2019 в части понуждения организовать ведение учета данных отходов в соответствии с фактическим образованием (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением суда от 11.07.2019 для совместного рассмотрения с указанным делом объединено дело N А52-1777/2019, возбужденное по заявлению Общества о признании недействительным предписания Управления от 29.03.2019 N 04-019/2019.
Решением суда первой инстанции от 18.09.2019 оспариваемые предписания признаны недействительными.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2019 решение суда первой инстанции изменено - предписание от 14.03.2019 N 04-016/2019 признано недействительным в части понуждения Общества организовать ведение учета данных отходов в соответствии с фактическим образованием, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; ОГРН 1099847008546; ИНН 7841417074; далее - Северо-Западное управление Росприроднадзора), как правопреемник Управления, просит решение суда первой инстанции отменить и постановление суда апелляционной инстанции изменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, оспариваемые предписания содержат правомерные требования.
В судебном заседании представитель Северо-Западного управления Росприроднадзора доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с требованием Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры от 27.02.2019 N 266ж-2016 Управлением на основании распоряжения от 05.03.2019 N 17-р проведена внеплановая выездная проверка Общества по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления.
По результатам проверки составлен акт от 14.03.2019 N 17/19 и Обществу выдано предписание от 14.03.2019 N 04-016/2019 об устранении в срок до 22.03.2019 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды путем проведения мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, связанного со сбросом отходов животноводства на почву, и организации ведения учета данных отходов в соответствии с фактическим образованием.
На основании распоряжения от 26.03.2019 N 24-р Управлением проведена внеплановая документарная проверка исполнения Обществом указанного предписания, по результатам которого составлен акт от 29.03.2019 N 24/19 и выдано предписание от 29.03.2019 N 04-019/2019, которым Обществу повторно в срок до 29.04.2019 предписано организовать ведение учета данных отходов в соответствии с фактическим образованием.
Общество не согласилось с предписаниями и оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности оспариваемых предписаний, признал их недействительными.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, признав предписание от 29.03.2019 N 04-019/2019 недействительным в полном объеме, а предписание от 14.03.2019 N 04-016/2019 - в части, фактически оспариваемой заявителем.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок N 721).
Пунктом 4 названного Порядка предусмотрено, что учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
В силу пункта 5 Порядка N 721 учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Как установлено пунктом 6 Порядка N 721, оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку); заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом, и должны содержать данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года (пункты 7 и 8 Порядка N 721).
Согласно пункту 10 Порядка N 721 таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество осуществляет разведение свиней и имеет лицензию от 19.10.2018 N (60)-3055-ОУ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (в части обработки, отходов III класса опасности, утилизация отходов III класса опасности).
Данные учета отходов за 2018 год по филиалу в д. Захарово и по филиалу в д. Шубниково Обществом составлены по форме приложения 4 к Порядку N 721, в том числе по учету отхода III класса опасности "стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней".
Судами также установлено, что Общество ведет учет указанных отходов на основании технической и технологической документации, поскольку возможность фактического измерения количества образующихся отходов отсутствует.
Доказательств возможности фактического измерения Обществом количества образующихся отходов Управлением вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Исходя из того, что право организации вести учет отходов не только на основании фактических измерений, но и в иной форме при невозможности производить фактические измерения предусмотрено пунктом 4 Порядка N 721, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности предписаний, которыми на заявителя возложена обязанность организовать ведение учета отходов в соответствии с их фактическим образованием, а также о нарушении ими прав и законных интересов Общества, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А52-1718/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.