04 июня 2020 г. |
Дело N А05-3153/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 04.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Градиант" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019 по делу N А05-3153/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Градиант", адрес: 163000, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 81, офис 501, ОГРН 1172901004760, ИНН 2901284746 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), о взыскании 7 217 599 руб. 74 коп. убытков (недополученных доходов), возникших в период с 21.09.2018 по 04.12.2018 в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698 (далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 07.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2019, исковые требования удовлетворены частично. С Министерства в пользу Общества взыскано 6 923 131 руб. 64 коп. в возмещение недополученных доходов, возникших в период с 21.09.2018 по 04.12.2018 в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отказали Обществу в удовлетворении иска в части взыскания с Министерства убытков в виде межтарифной разницы в отношении объемов тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды для обеспечения потребителей услугой горячего водоснабжения, тогда как объем воды, используемый для оказания услуги по горячему водоснабжению, был учтен при взыскании убытков в виде межтарифной разницы в деле N А05-1082/2019.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе Общества.
Как видно из материалов дела, Общество с сентября 2018 года является организацией, осуществляющей теплоснабжение на территории муниципального образования "Борецкое" муниципального образования Виноградовский муниципальный район Архангельской области.
С 05.12.2018 Обществу постановлением Агентства от 29.11.2018 N 68-т/13 установлены тарифы на тепловую энергию (для населения и потребителей, приравненных к населению, в размере 1305,76 руб. /Гкал, для иных потребителей - 3480,71 руб. /Гкал).
Между Обществом и Министерством заключен договор от 17.12.2018 N 110-Т о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, распространивший свое действие на отношения, возникшие с 05.12.2018 по 31.12.2018, то есть с момента установления тарифа.
Ссылаясь на то, что в период с 21.09.2018 по 04.12.2018 Общество в отсутствие утвержденного для него тарифа отпускало потребителям МО "Борецкое" тепловую энергию, Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора на предоставление субсидии на период с 21.09.2018 по 04.12.2018.
Отказ Министерства в заключении договора и в удовлетворении претензии от 12.01.2019 N 12 о возмещении 7 217 599 руб. 74 коп. убытков в виде межтарифной разницы за период с 21.09.2018 по 04.12.2018 послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией Конституционно суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 29.03.2011 N 2-п, Законом Архангельской области от 15.12.2017 N 581-40-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения", разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", удовлетворили иск частично и взыскали с Министерства в пользу Общества 6 923 131 руб. 64 коп. убытков в виде межтарифной разницы, образовавшейся в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды отопления. В этой части судебные акты в кассационном порядке не обжалуются.
В части возмещения убытков, связанных с поставкой тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (на подогрев холодной воды), суды оставили заявленные Обществом требования без удовлетворения, признав необоснованным применение истцом в расчете объема и тарифа на тепловую энергию, используемую на подогрев 1 куб.м холодной воды, норматива 0.0675 Гкал, установленного решением Муниципального совета МО "Борецкое" от 16.02.2009 N 16/3 "О тарифах по оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжения и о нормативах потребления по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению" (далее - Решение N 16/3).
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в период с 21.09.2018 по 04.12.2018 Общество поставило в жилые помещения 3040,085 Гкал тепловой энергии, из которых 2916,071 Гкал - объем тепловой энергии на нужды отопления и 124.014 Гкал - объем тепловой энергии на подогрев холодной воды в целях приготовления горячей воды.
Возражая против возмещения убытков в виде межтарифной разницы в отношении объема тепловой энергии, израсходованной на подогрев холодной воды, ответчик указывал на отсутствие у истца утвержденного в установленном порядке тарифа на горячую воду и необоснованность включенного в расчет убытков объема тепловой энергии, израсходованной на подогрев холодной воды.
Как установлено судами, поставка горячей воды потребителям МО "Борецкое" осуществляется с использование открытой системы горячего водоснабжения. Тариф на горячую воду Обществу не установлен. Для расчета тарифа и объема тепловой энергии на подогрев 1 куб.м холодной воды истцом был использован норматив 0.0657 Гкал, утвержденный Решением N 16/3.
По расчету истца объем тепловой энергии на подогрев холодной воды в период с 21.09.2018 по 04.12.2018 составил 124.014 Гкал (1837.238 куб.м горячей воды, поставленной в жилые помещения х 0.0675 Гкал). Тариф на тепловую энергию, использованную на подогрев холодной воды, рассчитан истцом как произведение утвержденного для населения тарифа на тепловую энергию и норматива, утвержденного Решением N 16/3 (1305 руб. 76 коп. х 0.0675 Гкал = 88 руб. 14 коп.).
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (пункт 38 Правил N 354).
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на это в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативы применяются для расчетов с населением и ресурсоснабжающими организациями в случае отсутствия необходимых приборов учета коммунальных ресурсов.
Решением N 16/3 установлен норматив на подогрев воды для горячего водоснабжения для жилых домов в размере 0.0675 Гкал на 1 куб.м.
Исследовав и оценив представленный Обществом расчет объема тепловой энергии на подогрев 1 куб.м холодной воды, суды посчитали неправомерным использование Обществом норматива на подогрев 0.0675 Гкал, утвержденного Решением N 16/3, которое с 28.04.2013 признано утратившим силу (решение Муниципального совета МО "Борецкое" от 28.04.2014 N 46-10). Суды также посчитали необоснованным применение Обществом при определении стоимости тепловой энергии на подогрев 1 куб.м холодной воды (в отсутствие утвержденного двухкомпонентного тарифа на горячую воду) тарифа на холодную воду и тарифа тепловую энергию как самостоятельные ресурсы.
Однако, тариф на тепловую энергию установлен Обществу постановлением Агентства от 29.11.2018 N 68-т/13. Тот факт, что Обществу не установлен отдельный тариф на горячее водоснабжение, не означает отсутствие у него права на возмещение недополученных доходов по объему тепловой энергии, поставленному в составе горячего водоснабжения по льготному тарифу на тепловую энергию.
Вместе с тем объем тепловой энергии, использованный на подогрев холодной воды, должен определяться на основании утвержденного норматива, который в спорном периоде не был установлен ввиду признания Решения N 16/3 утратившим силу.
Посчитав объем тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды, документально не подтвержденным, суды сделали правильный вывод об отсутствии у Общества правовых оснований для возмещение убытков (межтарифной разницы), связанных с поставкой тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений судами не допущено. В связи с этим оснований для отмены судебных актов (в обжалуемой части) и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019 по делу N А05-3153/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Градиант" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.